Попечительский совет образовательного учреждения. Что может делать попечительский совет и как его организовать Для чего нужен попечительский совет

Приложение № 1

Утверждено

Приказом № 10 от 15.03.2008 года

Директор школы: В.Н. Будыгина

Муниципальное образовательное учреждение

«Каськовская основная общеобразовательная школа»

Куньинский район Псковская область

ПОЛОЖЕНИЕ

о Попечительском Совете школы

1. Общие положения

Настоящее Положение о Попечительском Совете школы разработано и принято во исполнение Закона Российской Федерации «Об образовании», Указа Президента РФ № 1134 от 31 августа 1999 года «О дополнительных мерах по поддержке образовательных учреждений в РФ», Устава школы в целях дальнейшего развития форм самоуправления и дополнительного привлечения внебюджетных финансовых ресурсов для обеспечения деятельности школы.

2. В настоящем Положении понятия и термины используются в следующих значениях:

попечительство - правовая форма защиты личных и имущественных прав и интересов обучающихся, учителей, родителей (лиц, их заменяющих) и других лиц;

Попечительский Совет - выборный орган, являющийся формой соуправления школой, порядок выборов и компетенция которого определяются Уставом школы (п.2 ст.35 Закона РФ «Об образовании»);

участники образовательного процесса - обучающиеся, педагогические работники школы, родители (лица, их заменяющие) и иные лица (п.45 Типового Положения об образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.08.94 № 1008 с изменениями и дополнениями);

правотворчество локальное - осуществляемое в развитие Устава школы правотворчество в целях местного организационно-правового регулирования отношений школы с обучающимися, их родителями (лицами, их заменяющими), педагогическими и другими организациями, учреждениями, а также спонсорами;

локальные акты - акты, регулирующие различные виды внутренних и внешних связей школы.

2. Порядок создания Попечительского Совета школы

2.1. Количественный состав Попечительского Совета определяется Уставом школы(в состав попечительского совета на добровольных началах могут входить представители общественных, благотворительных организаций, фондов, предприятий и организаций всех форм собственности (2 представителя), участники образовательного процесса Школы(1 род, директор, завуч, 1 учит, 2 обучающихся 9 кл,), представители Учредителя и представитель общественности (депутат), заинтересованные в совершенствовании деятельности и развитии Школы).

2.2. Персональный состав Попечительского Совета утверждается решением Совета школы.

2.3. Попечительский Совет школы формируется решением Совета школы на основании рекомендаций Учредителя, администрации, родительского комитета, либо в инициативном порядке благотворителями, спонсорами и иными лицами, внесшими пожертвования в развитие школы и имеющими высокий общественный авторитет.

2.4. Члены Попечительского Совета выполняют функции на общественных началах.

2.5. Совет школы вправе отвести кандидатуру члена Попечительского Совета.

2.6. Совет школы наделяется правом исключения из состава Попечительского Совета лиц, не проявивших должной активности и заинтересованности в работе.

2.7. Членство в Попечительском Совете школы прекращается подачей письменного заявления членом Попечительского совета в Совет школы о прекращении своих полномочий.

3. Цели создания Попечительского Совета

3.1. Попечительский Совет создается в целях:

поддержки и защиты личных и имущественных прав участников образовательного процесса;

формирования устойчивого финансового положения школы;

усиления общественного управления школой;

обеспечения представительства интересов школы в органах государственной власти и местного самоуправления;

легализации возможностей требования от учредителей соблюдения обязанностей, вытекающих из Закона Российской Федерации "Об образовании".

4. Задачи Попечительского Совета

4.1. Попечительский Совет:

содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития общеобразовательного учреждения;

содействует организации и улучшению условий труда педагогических и других работников школы;

содействует организации конкурсов, соревнований и других массовых внешкольных мероприятий;

содействует совершенствованию материально-технической базы школы, благоустройству ее помещений и территории;

контролирует использование привлеченных финансовых средств;

обеспечивает создание оптимальных условий для обучения и воспитания всех детей школы (в том числе сирот, детей из малообеспеченных семей, детей с недостатками в физическом развитии, одаренных детей и т.д.);

принимает решения о проведении независимой экспертизы уровня и качества подготовки выпускников (отслеживание выполнения школой государственных образовательных стандартов);

оказывает содействие в трудоустройстве детей-сирот, опекаемых, получивших среднее (полное) общее образование, в улучшении их жилищных условий;

привлекает финансовые средства для организации культурного обмена, в том числе профессионального;

рассматривает другие вопросы, отнесенные к компетенции Попечительского Совета Уставом школы.

5. Функции Попечительского Совета

5.1. Попечительский Совет выполняет функции по:

принятию образовательной программы школы;

принятию бюджета школы;

проведению консультации с учредителем по вопросу назначения руководителя школы и, при необходимости, реализует право ВЕТО;

управлению школой на условиях партнерства.

6. Права Попечительского Совета

6.1. Правовой статус Попечительского Совета определяется Уставом школы.

6.2. Попечительский Совет имеет право:

контролировать целевое использование привлеченных внебюджетных финансовых средств и его эффективность;

заслушивать администрацию школы по вопросам использования финансовых средств, перспектив развития школы, соблюдения финансовой дисциплины, выполнения государственной образовательной программы;

вносить предложения в планы работы школы;

организовывать разъяснительную работу среди населения с целью привлечения дополнительных финансовых средств.

7. Обязанности Попечительского Совета

7.1. На Попечительский Совет школы возлагаются следующие обязанности:

использовать привлеченные внебюджетные финансовые средства по целевому назначению;

эффективно использовать привлеченные внебюджетные средства;

своевременно финансировать утвержденные образовательные программы;

стимулировать образовательный процесс с целью повышения успеваемости учащихся;

соблюдать выполнение задач, которые возложены на Попечительский Совет настоящим Положением.

8. Организация деятельности Попечительского Совета

8.1. Попечительский Совет принимает решения на своих заседаниях в коллегиальном порядке открытым голосованием.

8.2. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от числа членов, участвующих в работе заседания.

8.3. Заседания Попечительского Совета проводятся по мере необходимости, но не реже четырёх раз за год.

8.4. Сроки оповещения, форма созыва и порядок ведения дел Попечительского Совета определяются Регламентом его заседаний.

8.5. Заседания Попечительского Совета являются открытыми.

8.6. Заседание считается правомочным, если в его работе приняли участие не менее двух третей от числа членов Попечительского Совета.

9. Председатель Попечительского Совета

9.1. Члены Попечительского совета избирают из своего состава Председателя, а также иные органы и должностных лиц в соответствии с Уставом школы.

9.2. Председатель Попечительского совета избирается его членами на первом заседании простым большинством голосов при тайном голосовании.

9.3. Председатель Попечительского Совета:

исполняет свои обязанности на общественных началах;

представляет Попечительский совет при взаимодействии с органами власти местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями;

возглавляет и организует работу Попечительского совета в соответствии с Уставом школы и регламентом его заседаний;

подписывает решения, принятые Советом;

подготавливает ежегодный отчет о работе Попечительского совета.

10. Делопроизводство Попечительского Совета

10.1. Заседания и решения Попечительского Совета оформляются протоколом, который подписывается его председателем.

10.2. Администрация школы предоставляет Попечительскому совету место для хранения установленной документации.

11. Заключительные положения

11.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения и действует неограниченный период времени.

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" и Уставом Фонда и определяет порядок формирования и деятельности Попечительского совета Фонда.

1.2. Попечительский совет является органом Фонда, осуществляющим контроль за его деятельностью.

1.3. Попечительский совет осуществляет свою деятельность на общественных началах. Члены Попечительского совета не вправе получать вознаграждение за выполнение возложенных на них функций.

2.1. К компетенции Попечительского совета относится:

1) осуществление надзора за деятельностью Фонда, принятием другими органами Фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств Фонда, соблюдением Фондом законодательства Российской Федерации;

2) рассмотрение отчетов исполнительного органа Фонда;

3) проведение мероприятий, способствующих повышению эффективности деятельности Фонда;

4) организация взаимодействия Фонда с федеральными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с коммерческими и некоммерческими структурами по вопросам деятельности Фонда;

5) предварительное согласование финансового плана Фонда и изменений в него;

6) определение назначения и целей использования дохода от целевого капитала, а также получателей дохода от целевого капитала, срока, на который сформирован целевой капитал, объема выплат за счет дохода от целевого капитала, периодичности и порядка их осуществления в случаях, если договором пожертвования или завещанием не определены указанные условия;

7) предварительное одобрение стандартной формы договора пожертвования, заключаемого с жертвователями при публичном сборе денежных средств на пополнение целевого капитала;

8) утверждение внутреннего документа, определяющего порядок осуществления контроля за выполнением финансового плана некоммерческой организации, в том числе порядок и сроки рассмотрения поступающих жалоб, обращений и заявлений, формы и сроки представления отчетных документов;

9) подготовка предложений о полномочиях Совета по использованию целевого капитала и их представление в высший орган управления Фонда для утверждения;

10) контроль за выполнением финансового плана Фонда и подготовка предложений о внесении в него изменений;

11) иные предусмотренные законом и Уставом Фонда полномочия.

3.1. Учредители утверждают первоначальный состав членов Попечительского совета в составе [количество] членов. В дальнейшем Попечительский совет Фонда формируется за счет кооптации в него новых членов.

3.2. В Попечительский совет могут входить учредители (их представители), инвесторы, представители органов государственной власти и местного самоуправления, [вписать нужное].

Количество членов Попечительского совета не ограничено.

3.3. В Попечительский совет не могут входить лица, входящие в состав органов управления Фонда.

3.4. Попечительский совет возглавляет Председатель, избираемый на первом заседании Попечительского совета большинством голосов сроком на [вписать нужное].

3.5. Председатель Попечительского совета:

Готовит предложения по повестке дня заседания Попечительского совета;

Председательствует на заседаниях Попечительского совета Фонда;

Представляет Попечительский совет Фонда в органах управления Фонда, государственных, общественных и других организациях;

Обеспечивает контроль за реализацией информационной политики Фонда;

- [вписать нужное].

4.1. Члены Попечительского совета вправе:

Участвовать в заседаниях Попечительского совета;

Участвовать в мероприятиях и программах Фонда;

Получать доступ к имеющимся в распоряжении Фонда информационным базам и ресурсам;

Получать консультационную, экспертную и иную помощь, соответствующую целям и задачам деятельности Фонда;

Вносить на рассмотрение органов управления Фонда предложения по вопросам деятельности Фонда;

Требовать отчеты о деятельности Фонда;

Пользоваться защитой своих интересов со стороны Фонда в рамках его правоспособности;

Выносить предложения на Совет Фонда о внесении изменений и дополнений в настоящее Положение;

В любое время прекратить свое членство в Попечительском совете.

4.2. В обязанности членов Попечительского совета входит:

Личное участие в достижении целей и решении задач деятельности Фонда своими финансовыми, техническими и интеллектуальными ресурсами;

Содействие привлечению в Фонд добровольных пожертвований и взносов от граждан и юридических лиц;

Способствование распространению информации о деятельности Фонда;

Оказание всестороннего содействия в реализации программ Фонда;

Осуществление надзорных функций за использованием средств, полученных Фондом на целевые программы;

5.1. Заседания Попечительского совета проводятся по мере необходимости, но не реже [вписать нужное].

5.2. Решение о созыве и проведении заседания Попечительского совета принимается Председателем Попечительского совета по собственной инициативе или по заявлению одного из членов Попечительского совета.

5.3. Члены Попечительского совета извещаются о созыве и проведении заседания Попечительского совета Фонда письменно не позднее чем за [срок] до дня его проведения.

Извещение о созыве и проведении заседания Попечительского совета Фонда осуществляется путем направления заказных писем, телеграмм, телефонограмм, посредством использования средств факсимильной и иной связи.

В данном извещении обязательно должно быть указано:

Время и место проведения заседания Попечительского совета;

Повестка дня заседания Попечительского совета Фонда.

К извещению прилагаются все необходимые материалы, связанные по вопросам повестки дня.

5.4. Заседание проводит Председатель Попечительского совета, а в случае невозможности его присутствия, член Попечительского совета, назначенный Председателем.

5.5. Решения Попечительского совета Фонда принимаются голосованием его членов, каждый из которых имеет один голос.

5.6. Решения по вопросам повестки дня принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов членов Попечительского совета, если необходимость большего числа голосов для принятия такого решения не предусмотрена законом или Уставом Фонда.

5.7. Председательствующий на заседании Попечительского совета организует ведение протокола.

Протокол заседания Попечительского совета составляется не позднее трех рабочих дней со дня проведения заседания в двух экземплярах. Оба экземпляра подписываются председательствующим и секретарем заседания Попечительского совета.

5.8. В протоколе заседания Попечительского совета указываются:

Место и время проведения заседания;

Общее количество членов Попечительского совета;

Председатель, секретарь, повестка дня заседания.

В протоколе должны содержаться основные положения выступлений, вопросы, поставленные на голосование, и итоги голосования по ним, принятые решения.

Ирина ФРАНЦУЗОВА, директор школы №314, Санкт-Петербург:

Все прозрачно, и нет лишних структур

На мой взгляд, попечительский совет должен решать вопросы, связанные с материальными средствами школы и контролем за их расходами, а родительский комитет - заниматься остальными вопросами, то есть взаимодействовать с педагогическим коллективом.

В нашей школе мы нашли, как мне кажется, уникальную форму взаимодействия этих двух структур. Параллели «попечительский совет и родительский комитет» у нас нет. Их функции разведены. В родительский комитет входит по одному представителю от каждого класса. В рамках комитета как внутренний подконтрольный орган родители избрали по одному человеку от каждой ступени обучения - начальной, средней и старшей. Эти три члена родительского комитета школы выполняют дополнительную функцию: контролируют платные образовательные услуги и осуществляют взаимодействие с благотворительными организациями. Это и есть попечительский совет, подотчетный родительскому комитету.

В чем преимущества данной схемы? Нет лишних людей, лишних структур, и все прозрачно. Наша схема работает четвертый год эффективно и безотказно. Немногочисленный состав попечительского совета - это удобно. Когда интересы, скажем, начальной школы представляет один член родительского комитета и все родители начальной школы имеют возможность согласовать свои действия, написать заявление, решить свои проблемы, задать вопросы одному человеку, который координирует их деятельность, - это и есть самоуправление. Потому что осуществлено делегирование реальных полномочий членам родительского комитета.

Есть школы, где попечительский совет выведен как самостоятельный орган, как юридическое лицо. Для этого должна подобраться серьезная команда родителей, которые хотят реализовать свои амбиции в качестве членов попечительского совета. Не уверена, что в простой общеобразовательной школе, где денежный вклад родителей невелик, найдется группа активистов, желающих создать попечительский совет как юридическое лицо, которое должно отчитываться перед налоговыми органами.

Татьяна КРУПКИНА, директор школы №88, Екатеринбург:

Мотивация хромает

В нашей школе нет попечительского совета, но не потому, что он не нужен. Вопрос с его организацией очень трудный. Работаем над этим второй год, и пока - только попытки, результата нет.

Первая сложность в том, что мы до сих пор не нашли человека или организацию, которые бы стали основой попечительского совета. Меценатство у нас в стране еще недостаточно развито. Те родители, которые имеют средства, сегодня часто говорят так: «Мы платим налоги, чего вы еще хотите?» С одной стороны, они правы. Я тоже сторонник того, что государство должно обеспечивать школу. С другой - необходима поддержка образования со стороны общества.

В реальности же мы видим, что родители помогают чаще всего в том случае, если у ребенка существуют какие-то проблемы (с учебой, поведением), и они готовы «компенсировать» школьные «издержки» материальной поддержкой.

Вторая сложность - в оформлении документов. Нет устойчивого юридического обоснования для функционирования попечительского совета.

В любом деле должна присутствовать мотивация. Попечительский совет не может быть основан на постоянном уговаривании, убеждении или тем более на принуждении. Необходимо, чтобы потенциальные благотворители сами к нам приходили, а для этого они должны быть заинтересованы как экономически, так и из соображений престижа. Проблема попечительских советов как общественных институтов образовательной среды должна решаться не на уровне каждой отдельно взятой школы, а путем формирования отношения государства и общества к образованию как важнейшему сектору нашей жизни.

Роман НАЛИВКИН, директор Комсомольской школы, Рамонский район, Воронежская область:

Зачем школе совет?

Когда я стал директором школы, а было это совсем недавно, в конце 2008 года, здесь уже был управляющий совет. И мы начали работать сообща. На мой взгляд, управляющие советы как инструмент в образовании нужно еще очень долго взращивать и воспитывать. Я не могу похвастать тем, что наш совет очень хорошо работает. Но он и не бездействует.

В его составе представители от родителей, администрации школы и педагогов. Довольно разнородный состав, но так правильнее. Потому что получается, что этот орган по своим полномочиям превосходит директора школы и аккумулирует различные мнения.

Но часто происходит наоборот. В работе управляющего совета на первое место выходит слово «совет», а никак не «управляющий». То есть это совет при администрации. Руководитель школы придумывает, что нужно делать, а управляющий совет советует, делать это или нет. Хотя, возможно, это тоже выход, потому что администрация все время находится в школе и знает все ее проблемы.

Мы долго жили в ситуации, когда за нас кто-то думал. Сегодня времена изменились, но воспитание и люди остаются прежними. Общественная активность не зависит от появления новых законов, она зависит от воспитания людей. Если в школе есть активисты, то они будут помощниками независимо от того, есть управляющий совет или нет. А если таких людей нет, то соответственно и через управляющий совет они не появятся. Но я бы не сказал, что в сельской школе выбор людей в управляющий совет менее широк, чем в городской. Ведь в него можно приглашать людей, не связанных с данным населенным пунктом территориально. Могут быть другие связи, и люди могут жить не в самом селе, а в районе. Мне кажется, что главное в работе управляющего совета - это не спонсорская подпитка, а общественное участие в процессе воспитания и образования. Сегодня на директора школы часто смотрят как на завхоза, хотя на самом деле он должен заниматься учебным процессом. Так же мы смотрим на управляющие советы, но ведь изначально задумка была другой - это же общественное управление. А школа - да, конечно, это объект, который нужно материально подпитывать, который сам не выживет и где всегда будет ощущаться недостаток финансирования. Но ведь школа в первую очередь воспитывает и учит детей! И если бы люди посредством управляющего совета участвовали в этом воспитании, это было бы здорово.

Когда мы в прошлом году проводили заседание управляющего совета, то принципиально не поднимали проблему спонсорской помощи, а говорили о воспитании детей. Конечно, сначала мы проанкетировали родителей и показали результаты на заседании управляющего совета. Благодаря этому у нас родился учебный план на 2009-2010 учебный год. Мы продумали, как грамотно в рамках отведенного школе финансирования обеспечить этот план так, чтобы учителя получили возможность дополнительных занятий с детьми, а дети - новые кружки и курсы. Главное, что, заручившись поддержкой совета, мне как директору гораздо проще потом разговаривать с коллективом, педагогами и родителями.

Родители, чьи дети поступают в первый класс, часто жалуются на взносы в школьные фонды, которые собирают попечительские советы, созданные при школах. Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо для начала знать, что такое попечительский совет , кто может входить в его состав и каковы его функции.

За консультацией мы обратились к члену Нижегородского регионального отделения Ассоциации юристов России, начальнику отдела юридического обеспечения Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области - Ляпиной Евгении Валерьевне .

"Попечительский совет - это коллегиальный орган управления образовательной организацией, объединяющий на добровольной основе всех, кто заинтересован в развитии образования и конкретной образовательной организации (п.1.2.4. Методических рекомендаций по развитию государственно-общественного управления образованием в субъектах Российской Федерации для специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, направленных Письмом Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.10.2015 г. №08-1729). Основания для создания попечительского совета закреплены ч.4 ст.26 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В состав попечительского совета могут входить представители государственных органов, органов местного самоуправления, организаций различных форм собственности, предпринимательских и научных кругов, средств массовой информации, общественных объединений и ассоциаций, независимо от форм собственности, педагогические работники, обучающиеся, их родители, иные лица, заинтересованные в совершенствовании деятельности и развитии образовательной организации. Членами попечительского совета могут быть юридические лица, которые действуют через своих представителей.

В любом случае Порядок формирования и компетенция попечительского совета определяются Уставом образовательной организации и Положением о попечительском совете. Попечительский совет имеет право контролировать финансово-хозяйственную деятельность фонда развития образовательной организации и содействовать привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития образовательной организации, в том числе за счет добровольных пожертвований родителей обучающихся"

Таким образом, получается, что попечительский совет - это организация, которая собирает с родителей и спонсоров деньги и тратит их на нужды школы.

В связи с этим, в последнее время многие родители сталкиваются с регулярными просьбами сдать деньги в попечительский совет.

Мы провели опрос , который показал:

- 44,3% опрошенных либо не платят взносы вообще, либо определяют размер взноса на свое усмотрение,

- 18% оплачивают сумму в размере от 1 до 3-х тысяч рублей,

- 14,8% платили от 3-х до 5 тысяч рублей , такое же количество респондентов проголосовало за вариант - более 10 тысяч рублей .

Таким образом, суммы попечительских взносов в нижегородских школах в этом году варьируются от 1 000 до 10 000 руб .

Собранные деньги , как правило, идут на ремонт школы, спортплощадки, оборудование классов, благоустройство территории.

Внесение суммы является добровольным , однако руководство учебного заведения часто дает понять, что при отказе платить взнос, у ребенка уменьшаются шансы на зачисление . Зачастую большая часть родителей возмущена такими сборами, ведь каждой школе выделяются средства и на ремонт, и на покупку необходимой техники, аппаратуры. Естественно, что у многих возникает вопрос, насколько законны требования о внесении попечительских взносов и могут ли ребенку отказать в приеме, если взносы не будут оплачены?

Евгения Валерьевна Ляпина пояснила: "Прежде всего, хотелось бы сразу отметить, что ни о каком отказе в приеме ребенка в учебное заведение при отсутствии «попечительского взноса» родителя не может быть и речи. Частью 1 ст.55 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гарантированы равные условия приема на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, для всех поступающих. При этом, в законодательстве отсутствует обязательное условие по оплате каких-либо взносов, необходимое для зачисления ребенка в учебное заведение.

Таким образом, учебные заведения не вправе требовать каких-либо взносов для зачисления ребенка в образовательное учреждение. При этом, даже при отсутствии взносов учебное заведение обязано предоставить ребенку образовательные услуги.

Отсутствие таких взносов тем более не может повлечь за собой отчисление обучающегося, поскольку основания для принудительного отчисления закреплены ст.61 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»"

Почему школьный попечительский совет – гарантия для родителей, что их средства не будут тратиться бесконтрольно?

Об этом корреспондент агентства «Минск-Новости» беседует с председателем комитета по образованию Мингорисполкома Михаилом Мирончиком.

– Михаил Владимирович, поясните, как сегодня создаются попечительские советы?

– Решение о создании попечительского совета принимается инициативной группой. В ее состав могут входить как законные представители учащихся (родители, опекуны) и педагогические работники, так и представители общественных объединений и других организаций. Решение о включении в состав совета принимается его общим собранием. Основная цель деятельности совета – содействие учреждению образования в развитии материально-технической базы, обеспечении качества образования, улучшении условий труда педагогических и иных работников учебного заведения. В его компетенции также определение направлений, форм, размеров и порядка использования средств попечительского совета, в том числе на укрепление материально-технической базы, совершенствование организации питания обучающихся, проведение спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, социально-культурных, образовательных мероприятий, иные цели, не запрещенные законодательством.

– Что это означает на практике?

– Попечительский совет разрабатывает план своей деятельности в интересах учреждения образования. Финансовые средства формируются из добровольных взносов и иных источников, не запрещенных законодательством, зачисляемых на расчетный счет по учету внебюджетных средств учреждения образования. Они используются по целевому назначению в соответствии с решением попечительского совета. К примеру, совет может решить, что на данный момент для школы важнее – купить новые компьютеры или заменить окна. Он также вносит предложения по улучшению качества жизни учеников и педагогов.

– Во всех ли столичных школах и гимназиях есть попечительские советы? Организуются ли они в дошкольных учреждениях образования?

– Сегодня в Минске действуют 177 попечительских советов, 34 из них имеют юридическую регистрацию. Попечительские советы открываются и при дошкольных учреждениях. К примеру, одно из таких заведений, где успешно налажено сотрудничество администрации и совета, – ясли-сад № 322 в Заводском районе.

– Попечительские советы выступают своего рода проводниками между родительской общественностью и администрацией учебных заведений. Помогает ли это предотвратить конфликты, возникающие на почве так называемых поборов в школах? Поступают ли в комитет или управления по образованию жалобы родителей на добровольно-принудительный сбор средств?

– Незначительное число жалоб имеет место. В каждом случае принимаются конкретные меры реагирования. Сегодня в школах действуют родительские комитеты, попечительские советы, открыты специальные счета для оказания благотворительной помощи учебному заведению, в том числе от родителей. Конечно, из бюджета выделяют деньги на нужды учреждений образования, но и здесь есть приоритеты. Родители совместно со школой должны определить, что они хотят сделать и для чего. Например, закупить какие-то дополнительные средства для усовершенствования образовательного процесса. При этом все должно быть в рамках разумного и осуществляться на добровольной основе.

– Курирует ли кто-нибудь работу попечительского совета? К примеру, управление образования районной администрации.

– Нет, совет – абсолютно автономная структура. Его деятельность может быть прекращена по инициативе или решению общего собрания совета. Руководитель учреждения образования не вправе оказывать влияние на работу совета, принимать решения, обязательные для совета. Или заявлять: мол, вы не купили телевизор в школу, значит, мы вас расформируем.

– Как часто собираются участники попечительских советов?

– Собрания проходят по мере необходимости, а решения совета носят консультативный и рекомендательный характер. Отмечу также, что попечительские советы действуют на основе принципов коллегиальности, добровольности, гласности и равноправия. При этом родители, которые не входят в состав попечительского совета, имеют право в любой момент обратиться к его представителям за разъяснениями или помощью. Они рассматривают все поступающие предложения. С самыми интересными знакомят руководство учреждения образования.

– Каким образом обеспечивается прозрачность действий совета?

– Попечительские советы имеют определенные формы отчетности. В частности, протоколы общих собраний, планы, отчеты о поступлении и расходовании финансовых средств. Их по запросу законных представителей несовершеннолетних председатель попечительского совета учреждения предоставляет с предъявлением соответствующих платежных документов.

Блиц-опрос

Необходимы ли школам попечительские советы?

Директор гимназии № 29 Виктор Пшиков:

– Попечительские советы однозначно нужны. Однако их организация связана с большим количеством формальностей и бумажной работы, которой в современной школе и так в избытке. В нашей гимназии нет попечительского совета. Сборы денег на нужды класса проходят при участии родительского комитета. При этом я всегда очень прошу его участников предоставлять на родительском собрании отчеты о выполненных работах – так ни у кого не возникнет сомнений, что средства потрачены целесообразно. Когда родители собирают определенную сумму конкретно на свой класс, а не в общем на школу, они видят и результаты таких вложений, будь то покрашенные стены кабинета или установленные кулеры с питьевой водой.

Директор средней школы № 72 Елена Толмачева:

– Убеждена, что попечительские советы важны для плодотворного сотрудничества родителей и администрации учебного заведения. Знаю это на примере нашей школы. Хотя в 72-й такой совет существует не очень долгое время – с 2013 года, сделано уже немало. У школы есть расчетный счет, на который родители учащихся могут перечислять деньги – абсолютно добровольно и без принуждений. Собранные средства расходуются на приоритетные нужды школы, которые определяются на заседании совета. К примеру, закупку новой мебели либо технических средств обучения. Также наш попечительский совет принимает активное участие в общественной жизни школы. К примеру, на Новый год проводим благотворительную акцию – собираем подарки для детей, нуждающихся в социальной поддержке.

Председатель попечительского совета гимназии № 11 Борис Гаранков:

– Попечительские советы, безусловно, нужны: они служат большим подспорьем администрациям учебных заведений. В частности, в вопросах, связанных с укреплением материально-технической базы.

У гимназии открыт расчетный счет, на который в добровольном порядке родители могут перечислять средства. Как правило, в размере не выше 2 базовых величин раз в год. Тот, кому такая сумма не по силам, перечисляет меньше. Никакой принудиловки! На эти средства в гимназии установлена система безопасности, обновлена гардеробная, осуществлен ремонт мест общего пользования. Дело нужное! Участвуем в проведении Дня гимназии. Средства на организацию конкурсов, покупку призов и сладких угощений не предусмотрены бюджетом учебного заведения. Здесь также подключается попечительский совет. Лучших учащихся по итогам учебного года поощряем экскурсионной поездкой.



Поделиться