Международные стандарты аудита разрабатываются. Международные стандарты аудиторской деятельности. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Использование Международных стандартов аудита в российской аудиторской практике (Рогуленко Т.М.)

Дата размещения статьи: 15.12.2014

Рассматриваются отдельные вопросы применения Международных стандартов аудита в российской практике аудита, предложено использовать их в качестве национальных стандартов.

Введение

Актуальность выбранной для исследования темы определяется важностью вопросов, связанных с проводимыми в России реформами и переходом на международные стандарты финансовой отчетности крупных ассоциированных групп экономических субъектов.
Целью написания статьи является исследование проблем, связанных с организацией аудита финансовой отчетности, использованием Международных стандартов аудита в российской практике аудита.
В статье представлено обоснование актуальности выбранной для исследования темы, выделены обстоятельства, обусловившие развитие аудита в России и применение Международных стандартов аудита для международных компаний, являющихся единственно возможным гарантом, обеспечивающим единство оценки деятельности различных частей компании, находящихся в разных странах.

Применение Международных стандартов аудита в России

С переходом к рыночным отношениям в России сформировалась независимая аудиторская служба. В основе этого процесса лежала взаимная заинтересованность государства, администрации предприятия и его владельцев (акционеров) в достоверной финансовой и учетной информации.
В ближайшие годы Россия будет продолжать проведение рыночных реформ, а ее участие в международной экономической интеграции и разделении труда будет расширяться и углубляться. В этой связи знание и умелое использование Международных стандартов аудита будет способствовать повышению уровня профессионализма аудиторов и аудиторских организаций.
Основная цель международных аудиторских стандартов - обеспечить всех аудиторов и пользователей аудиторских услуг единообразным пониманием основных принципов и целей аудита, прав и обязанностей аудитора, методов и приемов формирования и выражения независимого аудиторского мнения. На их базе формируются учебные программы для подготовки аудиторов. Стандарты служат также основанием для оценки качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов при недобросовестном выполнении аудиторской проверки.
Разработкой, внедрением и продвижением этих стандартов непосредственно занимается Международная федерация бухгалтеров (МФБ) - международное объединение бухгалтерской профессии. Целью Федерации является развитие и совершенствование бухгалтерской профессии, что позволит ей оказывать услуги на высоком качественном уровне в интересах всего общества.
Международные фирмы, приняв на себя обязательства вместе с МФБ добиваться соблюдения международных стандартов и обеспечивать высокое качество системы внутреннего контроля во всех странах, в которых они работают, будут способствовать повышению прозрачности, надежности и сопоставимости финансовой информации в мировом масштабе.
Международная федерация бухгалтеров и крупнейшие международные компании выступили с новой инициативой, направленной на повышение качества стандартов финансовой отчетности и аудита во всем мире, что позволит защитить интересы международных инвесторов и будет способствовать более активному перемещению капитала между странами. В соответствии с данной инициативой планируется создать новое объединение фирм под эгидой Международной федерации бухгалтеров, которое совместно с Федерацией будет разрабатывать международные стандарты бухгалтерского учета и аудита и оказывать содействие в их внедрении в практику. Кроме того, предлагается установить систему независимого контроля за деятельностью МФБ в сфере защиты интересов общества.
По мере изменения информационных потребностей предприятий и потребителей от аудиторов все чаще начинают требовать не только подтверждения финансовой отчетности, но и выдачи аудиторских гарантий. Комитет по международной аудиторской практике (IAPC) при Международной федерации бухгалтеров играет ведущую роль в подготовке стандартов и рекомендаций для тех сфер деятельности, в которых заключение независимого аудитора может повысить ценность и достоверность информации.
Мировая практика показывает, что во всех странах с рыночной экономикой контроль финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, необходимый для защиты имущественных интересов собственника и государства, осуществляется специальной независимой организацией, аудиторской службой, на основе общих правил и принципов - Международных стандартов аудита.
Практика управления и исследования становления многоукладной экономики свидетельствуют о неотложности организации аудита на основе общих для всей хозяйственной деятельности правовых регламентов и с учетом особенностей каждой сферы.
Среди обстоятельств, обусловивших развитие аудита в России и применение Международных стандартов аудита, приоритетное значение имеют следующие.
1. Потребность в защите имущественных интересов хозяйствующих субъектов, преобладающее большинство которых возникло или реорганизовано в процессе реформы и включено в сферу негосударственной экономики. Международная кооперация и глобализация экономики привели к тому, что самостоятельно хозяйствующие субъекты непосредственно заинтересованы в достоверном бухгалтерском балансе и реальной оценке финансового состояния собственного предприятия и своих партнеров в подтверждение соответствия законам и учредительным документам деятельности избранных органов управления, дающих возможность представлять свой бизнес как внутри страны, так и за рубежом.
2. Сложность системы законодательных и нормативных актов, регулирующих деятельность аудиторских организаций, обусловливает острую потребность в консультациях и методической помощи по организации учета и отчетности, аудиторских проверок. В каждой отрасли специфичны действующие нормативные акты по исчислению и уплате налогов, финансированию и кредитованию, организации учетного процесса для отчетности и налоговых расчетов, что требует профессиональной поддержки со стороны аудиторов, основанной на единой методической базе, - Международных стандартах аудита.
3. Достоверная оценка реальности бухгалтерского баланса и финансового состояния хозяйствующих субъектов на основе Международных стандартов аудита необходима также для банков как условие гарантии возврата кредитов.
4. Действенный механизм банкротства, в том числе и международного, может функционировать при хорошо отработанном механизме аудита и оценки достоверности бухгалтерской отчетности и определения ликвидности и финансового состояния предприятия.
5. Применение Международных стандартов аудита способствует защите хозяйствующих субъектов от неправомерных действий органов налогообложения, пенсионного и имущественных фондов, международных бирж, банков.
6. Регулирование на паритетных началах отношений организаций с деловыми партнерами всего мира невозможно без международных стандартов.
7. В процессе реформирования экономических отношений и хозяйственной организации в Российской Федерации система органов контроля кардинально трансформировалась. Резко сократилась сфера деятельности ведомственного контроля и численность занятых в нем работников. На его место должна быть поставлена система контроля, основанная на международных стандартах аудита.
Создание системы международных экономических связей обусловило необходимость гармонизации стандартов аудита на международном уровне, с тем чтобы расширить круг пользователей финансовой отчетности, облегчить сопоставление финансовых показателей деятельности компаний разных стран и получить возможность оценивать компетентность и профессионализм аудиторских фирм.
В экономически развитых странах к настоящему времени сформирована развитая, детализированная законодательная база, а также жесткий свод профессиональных требований и стандартов, действуют унифицированные правила аудиторской деятельности, гарантирующие клиентам высокую квалификацию аудиторов и защищающие их от недобросовестного аудита.
Международные стандарты аудита (МСА) представляют собой справочник для профессиональных аудиторов, в котором содержится описание общепризнанных методов аудита.
Российские практикующие аудиторы могут применять международные стандарты в своей деятельности, что будет способствовать их дальнейшей интеграции в международное аудиторское сообщество. Единственный официальный язык стандартов - английский. Утвержденным текстом проекта для рассмотрения стандарта или положения считается текст, опубликованный МФБ на английском языке. Организации - члены МФБ получают право на перевод данных документов после надлежащего разрешения МФБ в целях их опубликования на языке своей страны.
Перевод документов осуществляется за счет организаций - членов МФБ. Он должен включать наименование организации, которая его подготовила, а также ссылку на то, что данный документ является переводом утвержденного текста.
МСА входят в число Международных стандартов по контролю качества, аудиту, обзорным проверкам и другим услугам по заданиям, связанным с обеспечением уверенности и сопутствующим услугам (International Standards on Quality Control, Auditing, Review, Other Assurance and Related Services).
Аудиторы, проводящие аудит в соответствии с МСА, обязаны наряду с их требованиями выполнять в полном объеме требования Кодекса этики профессионального бухгалтера МФБ.
Статус МСА определяется тем, что эти международные стандарты предназначены для применения при аудите финансовой отчетности. Кроме того, эти стандарты при условии необходимой адаптации используются при аудите иной информации и предоставлении сопутствующих услуг. МСА содержат основные принципы и необходимые процедуры, а также руководства в форме пояснительного и иного материала.
Для обеспечения понимания и правильного применения основных принципов и необходимых процедур аудита наряду с руководствами следует учитывать полный текст МСА, включая пояснительные и иные материалы, содержащиеся в них.
МСА следует применять к существенным аспектам. Любое ограничение в отношении применимости отдельного МСА разъясняется во введении к данному стандарту. Становление рыночной экономики России обусловливает развитие новых видов деятельности по осуществлению и регулированию хозяйственных отношений. В их числе аудиторская деятельность (аудит), обеспечивающая защиту законных имущественных интересов хозяйствующих субъектов путем независимого финансового контроля, подтверждения достоверности бухгалтерских балансов и отчетов о результатах хозяйственной деятельности, оказания соответствующих услуг. В условиях рыночной экономики хозяйственную деятельность мотивируют главным образом имущественные интересы, что вызывает потребность в средствах их осуществления и защиты. К подобным обязательным и эффективным средствам относится аудит.
Аудит как неотъемлемая составляющая нормальных экономических отношений был признан большинством стран мира. Этому способствовала ориентация аудита на защиту имущественных интересов, усиление экономической выгоды и минимизацию предпринимательского риска.
Россия выходит на мировой уровень предпринимательской деятельности. Представительства и филиалы российских компаний открываются по всему миру, так же как и в России функционирует большое количество подразделений иностранных компаний.
Развитие новых форм международного экономического и предпринимательского сотрудничества организаций предопределило необходимость выработки новых способов защиты имущественных интересов участников таких отношений .
Аудит как система независимого финансового контроля и консультаций способен защитить имущественные интересы как внутренних, так и международных участников экономических отношений. Однако для осуществления полноценного финансового контроля деятельности транснациональных компаний необходимо, чтобы стандарты проведения аудита в разных странах не противоречили друг другу. В противном случае полученные из разных стран по разным стандартам данные о деятельности международной компании были бы несопоставимы и, следовательно, не обеспечивали бы полноценную защиту имущественных интересов пользователей аудита. Но привести в полное соответствие друг другу все национальные стандарты всех стран - невыполнимая задача. Невыполнимость ее обусловлена национальными, историческими, культурными, политическими и другими особенностями различных стран.
Именно поэтому Международные стандарты аудита как система единых подходов к проведению аудита для всего мирового предпринимательского пространства, для международных компаний являются единственно возможным гарантом, обеспечивающим единство оценки деятельности различных частей компании, находящихся в разных странах.
Международные стандарты аудита - единые базовые принципы, которым должны следовать аудиторы в процессе профессиональной аудиторской деятельности.

Аудиторские стандарты: назначение и виды

Стандарты аудита - это единые базовые принципы, которым должны следовать аудиторы в процессе профессиональной аудиторской деятельности. Они устанавливают единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации. Стандарты необходимы для обучения аудиторов внутри фирм, кроме того, они могут использоваться для защиты аудитора в судебном процессе.
Различают четыре группы стандартов:
- международные аудиторские стандарты, разработанные Международным комитетом по аудиторской практике, которые фиксируют требования к проведению аудита в разных странах. Их требования обязательны при проведении аудита транснациональных компаний;
- национальные стандарты, разработанные и применяемые на территории отдельных стран. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер;
- внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Одна из функций профессиональных объединений аудиторов состоит в организации аудита на основе единых принципов и подходов. С этой целью профессиональные аудиторские объединения могут устанавливать для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности на основе Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. При этом требования внутренних правил не могут быть ниже требований федеральных. Аудиторские организации, добровольно вступившие в объединение, обязаны соблюдать требования данных правил;
- внутрифирменные стандарты. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, основываясь на национальных стандартах, разрабатывают свой фирменный подход к выполнению различных действий аудитора, закрепляемых в собственных правилах (стандартах) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить Федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности.
Требования правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не могут быть ниже требований Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности профессионального аудиторского объединения, членами которого они являются. Если аудиторское заключение дается по международным стандартам, то внутрифирменные стандарты не должны противоречить международным.
Международные стандарты аудита являются общепризнанным гарантом обеспечения надежности информации, представленной в финансовой отчетности. Изначально процесс стандартизации в развитых странах шел обособленно. Процесс стандартизации аудита начался с Великобритании, где еще в конце XIX в. был принят ряд законов, направленных на защиту имущественных интересов держателей акций.
В США первый серьезный шаг в области стандартизации аудита был сделан во время Великой депрессии, когда происходило массовое банкротство как финансовых институтов, так и промышленных предприятий. В дальнейшем эти попытки уже по окончании Второй мировой войны привели к созданию Общепринятых стандартов аудита (GAAS).
Начиная с середины прошлого века наметилась тенденция к глобализации и появлению транснациональных компаний. Новые предприятия, объединяющие в себе капитал разных стран, требовали особых подходов к проверке достоверности их отчетности, что привело к необходимости выработки единых международных стандартов бухгалтерского учета и аудита.
В 1977 г. была основана глобальная мировая профессиональная организация бухгалтеров - Международная федерация бухгалтеров (IFAC). Этот факт стал новой вехой в развитии Международных стандартов аудита. Для унификации положений аудита в разных странах по инициативе Международной федерации бухгалтеров был создан Комитет по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации (IAASB). Комитет, являясь независимым органом, разрабатывает Международные стандарты аудита, позволяющие гарантировать качество аудиторских проверок во всем мире.
Аудиторские стандарты формулируют единые международные основополагающие предписания, определяющие нормативы качества и надежности аудита и обеспечивающие определенные гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении. Международный комитет по аудиторской практике издал стандарты проведения аудита, состоящие из международных стандартов и стандартов по оказанию сопутствующих услуг. Классификация Международных стандартов аудита и положений о международной аудиторской практике представлена в таблице.

Кодификация

Наименование разделов и стандартов

100 - 199

Основные принципы организации аудита

Вводные аспекты

Глоссарий терминов

Концептуальные основы международных стандартов аудита

Отражает предназначение, порядок составления и представления финансовой отчетности экономических субъектов

200 - 299

Цели, обязанности и ответственность аудитора

Устанавливают требования к обязанностям аудитора

Цели и общие принципы аудита финансовой отчетности

Содержит указание на то, что аудит финансовой отчетности призван дать аудитору возможность выразить мнение о том, составлена ли финансовая отчетность во всех существенных аспектах в соответствии с установленными основами финансовой отчетности

Условия аудиторских заданий

Устанавливает стандарты и предоставляет рекомендации по согласованию условий договоренности с клиентом и составлению ответа аудитора на просьбу клиента изменить условия договоренности на такие, которые будут иметь своим результатом более низкий уровень уверенности

Контроль качества для аудита финансовой отчетности

Рассматривает специфическую ответственность аудитора в отношении процедур контроля качества для аудита финансовой отчетности. Он также рассматривает, если применимо, ответственность контролера качества по заданию. Данный МСА должен читаться совместно с соответствующими этическими требованиями. Наличие системы контроля качества, соответствующих политик и процедур является ответственностью аудиторской фирмы

Аудиторская документация

Рассматривает обязанность аудитора подготовить в ходе аудита финансовой отчетности аудиторскую документацию

Ответственность аудитора в отношении мошенничества при аудите финансовой отчетности

Рассматривает обязанности аудитора в отношении недобросовестных действий при аудите финансовой отчетности. Искажения в финансовой отчетности могут возникать в результате недобросовестных действий или ошибки. Разграничивающим фактором между недобросовестными действиями и ошибкой является намеренный или ненамеренный характер действия, результатом которого является искажение финансовой отчетности

Рассмотрение требований законодательства и регулирующих органов при аудите финансовой отчетности

Рассматривает ответственность аудитора в отношении требований законодательства и регулирующих органов в ходе аудита. Данный стандарт не применяется в отношении других заданий, обеспечивающих уверенность, в которых от аудитора обычно требуется проверка соблюдения требований конкретных разделов законодательства и регулирующих органов. Те требования законодательства и регулирующих органов, которые должны выполняться организацией, формируют ее нормативно-правовую среду. Требования законов или регулирующих органов могут оказывать прямое или косвенное воздействие на финансовую отчетность

Сообщение информации представителям собственника

Рассматривает обязанность аудитора сообщать информацию, связанную с аудитом финансовой отчетности, представителям собственника. Хотя данный МСА применяется независимо от структуры управления организации или ее размера, отдельные правила применяются в тех случаях, когда представители собственника участвуют в управлении организацией и для открытых акционерных компаний. Признавая важность эффективного двустороннего обмена информацией в ходе аудита, данный МСА обеспечивает общее руководство по представлению аудитором информации представителям собственника и указывает на некоторые специальные вопросы, подлежащие сообщению

Сообщение информации руководству и представителям собственника о слабостях в системе внутреннего контроля

Устанавливает специальные требования в отношении сообщения информации представителям собственника о выявленных в ходе аудита существенных слабостях внутреннего контроля

300 - 399

Планирование

Устанавливают требования к проведению предварительной стадии и планированию аудиторской проверки

Планирование

Понимание деятельности экономического субъекта и его среды и оценка рисков существенного искажения отчетности

Содержит рекомендации по организации работы аудитора по знакомству со спецификой деятельности экономического субъекта, пониманием ее особенностей и среды, рассматривает подходы к оценке аудитором рисков существенного искажения отчетности

Существенность в аудите

Устанавливает порядок определения существенности в международной аудиторской практике, а также описывает взаимосвязи между существенностью и аудиторским риском

Аудиторские процедуры, выполненные в ответ на оцененные риски

Рассматривает процедуры по оцененным рискам, которые увязаны с анализом надежности системы внутреннего контроля организаций с точки зрения рисков возможного искажения финансовой отчетности за счет мошенничества или ошибки

400 - 499

Внутренний контроль

Устанавливает требования к оценке аудитором внутреннего контроля

Учет при аудите особенностей субъектов, использующих обслуживающие организации

Оценка искажений, выявленных в процессе аудита

Устанавливает профессиональные подходы к оценке искажений, выявленных в процессе аудита

500 - 599

Аудиторские доказательства

Устанавливают требования к проведению аудиторской проверки и сбору достоверных доказательств

Аудиторские доказательства

Устанавливает требования в отношении количества и качества аудиторских доказательств, которые необходимо получить при аудите финансовой отчетности, а также в отношении процедур, выполненных с целью получения аудиторских доказательств

Аудиторские доказательства - дополнительное рассмотрение особых статей

Внешние подтверждения

Определяет, что доверие к внешним доказательствам более высокое, чем к внутренним

Первичные задания - начальные сальдо

Определяет ответственность аудитора за начальные остатки по счетам в случаях, когда аудиторская проверка финансовой отчетности проводится впервые или осуществлена в предшествующем году другим аудитором

Аналитические процедуры

Аудиторская выборка и другие процедуры выборочного тестирования

Определяет факторы, которые должен учитывать аудитор при проведении выборок в ходе аудиторских проверок и при оценке результатов примененных аудиторских процедур

Аудит оценочных значений

Связанные стороны

Последующие события

Отражает действия аудитора, которые необходимо предпринять для выявления последующих событий, оказывающих существенное влияние на содержание финансовой отчетности

Непрерывность деятельности

Предоставляет рекомендации в отношении обязанностей аудиторов при проверке финансовой отчетности на предмет уместности допущения о непрерывности деятельности предприятия в качестве основы для составления финансовой отчетности

Заявления руководства

Требует от аудитора получения соответствующих заявлений от руководства субъекта. В нем определены случаи, когда такая информация особенно важна и в каких случаях ее следует получать в письменной форме

600 - 699

Использование работы третьих лиц

Устанавливают требования к использованию работы третьих лиц в ходе аудиторской проверки

Использование результатов работы другого аудитора

Предоставляет рекомендации для случаев, когда аудитор при подготовке заключения по финансовой отчетности субъекта использует результаты работы другого аудитора, который проверяет финансовую информацию, предоставленную одним или несколькими компонентами и включенную в финансовую отчетность субъекта

Рассмотрение работы внутреннего аудита

Использование работы эксперта

700 - 799

Аудиторские выводы, подготовка отчетов (заключений)

Устанавливают требования к аудиторским выводам и подготовке отчетов (заключений)

Формирование мнения и отчет независимого аудитора

Изменение к мнению в независимом аудиторском заключении

Поясняющие параграфы (emphasis of matter) и другие вопросы в отчетах независимого аудитора

Сопоставимые значения

Ответственность аудитора в отношении прочей информации в документах, содержащих проверенную финансовую отчетность

800 - 899

Специализированные области

Устанавливают требования к аудиту в специализированных областях

Специальные соображения - аудиты финансовой отчетности, подготовленной в соответствии со специальными принципами подготовки финансовой отчетности

Особенности аудита отдельной финансовой отчетности и специфических элементов, счетов или единиц финансовой отчетности

900 - 999

Сопутствующие услуги

Устанавливают требования к аудиту сопутствующих услуг

1000 - 1100

Положения по международной аудиторской практике

Процедуры межбанковского подтверждения

Взаимоотношения между органами банковского надзора и внешними аудиторами

Содержит разъяснения по вопросам банковского аудита

Особенности аудита малых предприятий

Содержит разъяснения по вопросам аудита малых предприятий

Аудит международных коммерческих банков

Содержит разъяснения по вопросам международного банковского аудита

Учет экологических вопросов при аудите финансовой отчетности

Содержит разъяснения по вопросам особенностей учета экологических вопросов

Аудит производных финансовых инструментов

Содержит разъяснения по аудиту производных финансовых инструментов

Общие положения аудиторской деятельности отражены в вводных Международных стандартах аудита, в состав которых входят такие стандарты, как "Статус Международных стандартов аудита", "Предисловие к Международным стандартам аудита и сопутствующих услуг", "Глоссарий терминов", "Концептуальные основы Международных стандартов аудита".
Юридический статус Международных стандартов аудита (МСА) и порядок их принятия Комитетом по международной аудиторской практике (КМАП) (International Auditing Practices Committee, IAPC) определяет МСА 100 "Статус Международных стандартов аудита", в котором отмечается, что миссия Международной федерации бухгалтеров (МФБ) заключается во всемерном развитии и усилении позиций бухгалтерской профессии. Указывается, что для работы над осуществлением данной миссии Совет МФБ основал КМАП, чья функция состоит в разработке и опубликовании стандартов и положений в отношении аудита и сопутствующих услуг от имени Совета. КМАП является постоянным комитетом Совета МФБ, а его члены назначаются организациями - членами МФБ в странах, выбранных Советом МФБ.
В предисловии к Международным стандартам аудита и сопутствующих услуг определено, что они применяются при аудите финансовой отчетности и выполнении сопутствующих аудиту услуг. При этом аудитору разрешается отходить от требований МСА, обязательно аргументируя причины такого отхода. Указано, что данный стандарт аудита следует применять только к вопросам, имеющим существенное значение. Здесь же отмечено, что наряду со стандартами КМАП выпускает и положения по международной аудиторской практике (ПМАП). Эти документы имеют менее обязательный для применения характер и детализируют положения МСА. Однако для обозначения совокупности собственно Международных стандартов аудита и соответствующих ПМАП, образующих единую систему, обычно употребляется выражение "система документов МСА".
Более 100 терминов, применяемых в международных стандартах, нашли отражение в МСА 110 "Глоссарий терминов".
Базовым международным стандартом, описывающим концептуальную основу Международных стандартов аудита в области услуг, которые могут предоставляться аудиторами, является МСА 120 "Концептуальные основы Международных стандартов аудита". В этом стандарте отражены предназначение, порядок составления и представления финансовой отчетности экономических субъектов. В нем проводится разграничение между аудитом и сопутствующими услугами, а также отмечается, что к сопутствующим услугам относятся обзор, согласованные процедуры и подготовка информации, по которым не предусматривается, что аудитор должен будет выразить уверенность. Согласно контексту данной концептуальной основы, уверенность рассматривается как выражение аудиторского мнения в отношении достоверности утверждений, представляемых одной стороной и предназначенных для использования другой стороной. Указывается, что аудит финансовой отчетности призван дать аудиторской организации и индивидуальному аудитору возможность выразить мнение о том, составлена ли финансовая отчетность во всех существенных аспектах в соответствии с установленными основами финансовой отчетности.
Отмечено, что мнение аудитора должно основываться на собранных им в ходе аудита достаточных и уместных аудиторских доказательствах. Подчеркивается, что доказательства, собранные в ходе обзора финансовой отчетности, не являются такими же полными, как доказательства при проведении аудита. Поэтому уровень уверенности, отражаемый в отчете об обзоре, ниже уровня, отражаемого в аудиторском заключении.
Рассматривается вопрос о причастности аудитора к финансовой информации в том случае, если к ней прилагается его отчет или если им выражается согласие на использование его имени в связи с профессиональной деятельностью.
Указывается, что аудитор должен потребовать от руководства данного субъекта прекращения неправомерных действий, если ему становятся известны факты ненадлежащего использования субъектом имени аудитора в связи с финансовой информацией. Отмечено, что аудитор может также проинформировать любые известные третьи стороны о том, что его имя использовалось ненадлежащим образом в связи с указанной информацией.
В соответствующей рубрике говорится, что в конце каждого международного стандарта приводится раздел "Основы аудита государственного сектора", в котором раскрываются характерные случаи, требующие пояснения или дополнения. Международный стандарт, в котором такой раздел отсутствует, применяется к аудиту финансовой отчетности в государственном секторе во всех существенных аспектах.
Исходя из общих тенденций развития учета и аудита на мировом уровне Международные стандарты финансовой отчетности и Международные стандарты аудита приняты за основу реформирования российского учета и аудита, поскольку они, отражая особенности рыночной экономики, имеют международное признание, менее сложны и открыты для последующих изменений.
Международные стандарты применяются в любых случаях проведения независимого аудита транснациональных компаний. В некоторых странах (в Австралии, Бразилии, Голландии) международные стандарты используются в качестве базы для разработки собственного подобного документа, а в странах, где решено не разрабатывать собственные стандарты (Кипре, Малайзии, Шри-Ланке), международные стандарты могут рассматриваться в качестве национальных.

Заключение

Исходя из общих тенденций развития учета и аудита на мировом уровне Международные стандарты финансовой отчетности и Международные стандарты аудита целесообразно не только принять за основу реформирования российского учета и аудита, но и использовать в качестве национальных стандартов, поскольку они, отражая особенности рыночной экономики, имеют международное признание, менее сложны и открыты для последующих изменений.
Дальнейшие исследования проблем применения Международных стандартов аудита связаны с разработкой методических и практических подходов применения указанных стандартов в российской практике аудита не только для транснациональных компаний, но и для отечественных экономических субъектов.

Стандарты аудита -- это единые базовые принципы, которым должны следовать аудиторы в процессе профессиональной аудиторской деятельности. Они устанавливают единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации. Стандарты необходимы для обучения аудиторов внутри фирм, а также могут использоваться для защиты аудитора на судебном процессе.

Различают четыре группы стандартов:

  • · международные аудиторские стандарты. Они фиксируют требования к проведению аудита в разных странах. Их требования обязательны при проведении аудита транснациональных компаний;
  • · национальные стандарты;
  • · внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
  • · внутрифирменные стандарты.

Стандарты аудита регулируют профессиональную деятельность аудиторов и широко признаны во всем мире, поскольку позволяют достичь наибольшей объективности в выражении аудиторскою мнения по поводу соответствия финансовой отчетности общепринятым принципам ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности, а также устанавливают единые качественные критерии сравнения результатов аудиторской деятельности. Единообразие аудиторской деятельности является необходимым ее условием ввиду многообразия методик, применяемых в аудиторской практике, и сложности их сопоставления.

С развитием транснациональных корпораций, интеграции и превращением аудиторских фирм в крупные международные группы появилась необходимость унификации аудита в международном масштабе. Проблемы в области аудита практически одинаковы во всем мире, поэтому профессиональные организации какой-либо страны, решающие очередную проблему аудита, прежде всего изучают вариант ее решения в других организациях, разрабатывающих аудиторские стандарты.

Разработкой профессиональных требований к аудиту на международном уровне занимается Международная федерация бухгалтеров, созданная в 1977 г. В рамках Международный комитет по аудиторской практике, действующий на правах постоянного автономного комитета, издает международные стандарты по аудиту, которые преследуют двоякую цель: способствовать развитию профессии аудитора в тех странах, в которых уровень профессионализма аудиторов ниже общемирового, и унифицировать по мере возможности отношение к аудиту в международном масштабе.

Важность данного издания в современных украинских условиях трудно переоценить. Специалисты не прекращают спорить о том, как развивается аудит, достаточны ли темпы такого развития, принимаются ли во внимание общепризнанные в мировой практике принципы аудита, в ту ли сторону мы идем. Очень часто спорщики апеллировали к международным стандартам, которых почти никто не мог прочесть, поскольку они существовали только на английском языке, да и получить их можно было только из-за границы. Вместе с тем на протяжении нескольких последних лет велись разработка и издание отечественных регламентирующих документов, названных Правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Эти правила (стандарты) также вызывали неоднозначную реакцию у практикующих аудиторов: кто-то принимал их, кто-то категорически отвергал.

Международные стандарты по аудиту действуют при любом проведении независимого аудита и по мере необходимости могут также применяться аудиторами при выполнении ими сопутствующей деятельности. Однако эти стандарты не превалируют над местными установлениями в той или иной стране, регламентирующими аудит и оказание иных сопутствующих услуг в области финансовой информация.

Помимо общих аудиторских стандартов существуют и специальные стандарты и нормы, регулирующие этапы и сферы аудиторской деятельности, -- стандарты и нормы прогнозов и планов, стандарты этики и т.д.

Международный комитет по аудиторской практике от имени Совета Международной федерации бухгалтеров издал стандарты проведения аудита, состоящие из международных стандартов проведения аудита и стандартов по оказанию сопутствующих услуг.

Аудиторские стандарты формулируют единые международные основополагающие предписания, определяющие нормативы качества и надежности аудита и обеспечивающие определенные гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении.

Международный комитет по аудиторской практике издал стандарты проведения аудита, состоящие из международных стандартов и стандартов по оказанию сопутствующих услуг.

Международные стандарты аудита (МСА) представляют интерес для российских бухгалтеров в силу нескольких обстоятельств. Во-первых, немало отечественных предприятий, ориентированных на зарубежных инвесторов, уже сейчас испытывают потребность в проведении аудита в соответствии с МСА. Бухгалтерам таких организаций необходимо иметь представление об обязанностях сторон и наиболее существенных особенностях международных технологий аудита. Во-вторых, следует подчеркнуть, что именно международные регламентирующие документы положены в основу разработки отечественных федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, в чем убеждают уже имеющиеся российские стандарты, которые практически воспроизводят положения нескольких МСА.

Ознакомление с полным сводом международных стандартов аудита (в формате краткого аналитического обзора) позволит отечественным бухгалтерам получить целостную картину того, какие нормы станут определять их взаимоотношения с аудиторами по мере дальнейшего продвижения бухгалтерского учета и аудита и предстоящего ввода в действие новых международно ориентированных федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Международные стандарты аудита охватывают широкий круг вопросов, регламентирующих аудиторские процедуры и взаимоотношения аудиторов с руководством и бухгалтерами компаний-клиентов. Они открываются вводным разделом, содержащим два стандарта:

  • * 100 “Задания, обеспечивающие уверенность”;
  • * 120 “Основные принципы международных стандартов аудита”.

МСА 100 является одним из новейших международных документов, который разработан с учетом последних тенденций в современном учете и аудите. МСА 100 и МСА 120 определяют, какой уровень уверенности должны обеспечивать аудиторы в отношении выводов, представляемых клиентам по итогам выполнения различных видов работ.

Второй раздел МСА -- “Обязанности” -- насчитывает семь стандартов:

  • * 200 “Цель и общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности”;
  • * 210 “Условия аудиторских заданий”;
  • * 220 “Контроль качества работы в аудите”;
  • * 230 “документирование”;
  • * 244 “Ответственность аудитора по рассмотрению мошенничества и ошибок в ходе аудита финансовой отчетности”;
  • * 250 “Учет законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности”;
  • * 260 “Сообщение аспектов аудита лицам, наделенным руководящими полномочиями”.

МСА 200 “Цель и общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности” называет в качестве основных принципов аудита независимость, порядочность, объективность, профессиональную компетентность и должную тщательность, конфиденциальность профессиональное поведение и следование техническим стандартам.

МСА 210 “Условия аудиторских заданий” характеризует данные, которые аудиторы должны предоставить клиенту в отношении предстоящего оказания аудиторских услуг. До сведения клиента необходимо довести информацию о целях и объеме аудита, принципах исчисления гонорара, ответственности сторон, планировании проверки, требовании свободного доступа к бухгалтерским записям клиента. Кроме того, могут быть затронуты такие вопросы, как привлечение внутренних аудиторов, сторонних экспертов и т. д.

МСА 220 “Контроль качества работы в аудите” посвящен вопросам организации такого контроля внутри аудиторской фирмы (тематика внешнего контроля качества здесь не затрагивается). Аудиторским фирмам предписывается применение кадровой политики, направленной на комплектацию ее персонала компетентными и опытными сотрудниками, которые могут обеспечить выполнение поручаемых им заданий с должной тщательностью.

МСА 230 “Документирование” обязывает аудиторов письменно фиксировать аспекты аудита, необходимые для обеспечения общего понимания проведенной проверки. Так, должны быть задокументированы: план и программа аудита, а также любые изменения к ним; график, объем и результаты выполнения процедур, а также сделанные на основе полученных данных выводы.

МСА оставляет на усмотрение аудиторов решение вопроса относительно объема документации в каждом конкретном случае. На форму и содержание рабочих документов аудита влияют такие факторы, как характер и сложность бизнеса клиента, структура и состояние бухгалтерского учета, приемы и методы проведения аудиторских процедур и т. д. В состав рабочей документации, в частности, включаются:

ь сведения об отрасли, экономической и правовой среде, в которой действует проверяемая компания;

ь информация, касающаяся организационной структуры компании;

ь доказательства проведенного аудиторами изучения систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля клиента и определения уровня аудиторского риска;

ь записи о характере и масштабе осуществленных аудиторских процедур (с указанием их исполнителей, сроков проведения и полученных результатов);

ь данные о последующем контроле качества выполненных работ;

ь копии переписки с коллегами и третьими лицами по вопросам аудиторской проверки;

ь письменные заявления, полученные от ответственных лиц проверяемой компании;

ь копии финансовой отчетности и аудиторского заключения.

Согласно МСА рабочие документы являются собственностью аудиторов. По усмотрению последних часть документов или выдержки из них могут быть предоставлены клиенту. Аудиторы обязаны обеспечивать конфиденциальность сведений, содержащихся в рабочей документации.

МСА 240 “Ответственность аудитора по рассмотрению мошенничества и ошибок в ходе аудита финансовой отчетности” является одним из недавно введенных в действие международных документов. Он обязывает аудиторов учитывать вероятность существенных искажений в финансовой отчетности и при проведении проверки руководствоваться принципом профессионального скептицизма.

Важно подчеркнуть, что в случае необнаружения аудиторами какого-либо случая мошенничества или ошибки, МСА не считают этот факт достаточным для того, чтобы признать аудит не соответствующим международным стандартам или требованию должной тщательности. От аудиторов требуется достижение разумной уверенности в том, что рассмотренная финансовая отчетность в целом не содержит существенных искажений. Однако аудиторы не могут нести ответственность за гарантированное исключение мошенничества и ошибок в учете у клиента.

МСА 250 “Учет законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности” фактически примыкает к предыдущему стандарту, поскольку в основном посвящен искажениям финансовой отчетности -- на сей раз вследствие несоблюдения клиентом законодательства. В соответствии с МСА аудиторы должны достичь понимания основных законодательных и нормативных требований, применимых к деятельности проверяемой компании.

МСА 260 “Сообщение аспектов аудита лицам, наделенным руководящими полномочиями” предоставляет аудиторам возможность использовать профессиональное суждение для определения круга лиц, которым должны сообщаться вопросы аудита, представляющие интерес для руководства проверяемой компании. При этом принимаются во внимание управленческая структура компании, правовые обязанности ответственных сотрудников, а также обязательства выполняемых аудиторами процедур. В некоторых случаях круг подлежащих информированию лиц может быть непосредственно согласован с клиентом.

Третий раздел международных стандартов “Планирование” состоит из трех документов:

  • * 300 “Планирование”;
  • * 310 “Знание бизнеса”;
  • * 320 “Существенность в аудите”.

МСА 300 “Планирование” обязывает аудиторов проводить проверку эффективно и своевременно. Для достижения этой цели аудит должен быть тщательно спланирован с учетом специфики бизнеса клиента, ожидаемых рисков наличия существенных искажений в финансовой отчетности, а также с учетом потребностей в персонале и временных рамок проверки. Планирование подразумевает составление общего плана аудита и конкретизирующей его программы проверки.

МСА 310 “Знание бизнеса” предписывает аудиторам получить знания о деятельности проверяемой компании в объеме, достаточном для выявления и понимания событий, операций и методов работы, которые могут повлиять на формирование финансовой отчетности компании.

Следует отметить, что работу по изучению бизнеса компании аудиторы должны начинать еще до заключения договора с клиентом. Это необходимо для того, чтобы определить, возможно ли оказать данному клиенту соответствующую услугу на достаточно высоком уровне.

МСА 320 “Существенность в аудите” оставляет за аудиторами право применить свое профессиональное суждение для оценки того, какие искажения в финансовой отчетности необходимо считать существенными. При этом во внимание принимается характер и количественное значение искажений.

В четвертый раздел международных стандартов аудита “Внутренний контроль” входят три документа:

  • * 400 “Оценка рисков и внутренний контроль”;
  • * 401 “Аудит в среде компьютерных информационных систем”;
  • * 402 “Учет при аудите особенностей субъектов, использующих обслуживающие организации”.

В МСА 400 под аудиторским риском понимается риск выражения аудитором ненадлежащего аудиторского мнения в случаях, когда в финансовой отчетности содержатся существенные искажения.

МСА 401 затрагивает не только особенности оценки внутреннего контроля в условиях электронных учетных систем. МСА требует от аудитора знания информационных технологий для понимания того влияния, которое они оказывают на бухгалтерский учет клиента и ход проверки. МСА признает, что компетентность аудитора может быть не равнозначна сумме знаний профессионального специалиста по компьютерным системам. В случае необходимости таковой может быть привлечен для содействия аудиторам в качестве технического эксперта.

МСА 402 представляет меньший интерес для отечественных бухгалтеров. Он ориентирован исключительно на аудиторов и посвящен довольно узкому вопросу -- особенностям проверки тех компаний, которые используют услуги сторонней организации для ведения учета. Стандарт содержит указания о получении информации о специфике таких услуг, условиях контракта, компетентности обслуживающей организации и т. д.

Пятый раздел МСА “Аудиторские доказательства” является самым объемным. Он насчитывает 11 документов:

  • * 500 “Аудиторские доказательства”;
  • * 501 “Аудиторские доказательства -- дополнительное рассмотрение особых статей”;
  • * 505 “Внешние подтверждения”;
  • * 510 “Первичные задания -- начальные сальдо”;
  • * 520 “Аналитические процедуры”;
  • * 530 “Аудиторская выборка и другие процедуры выборочного тестирования”;
  • * 540 “Аудит оценочных значений”;
  • * 550 “Связанные стороны”;
  • * 560 “Последующие события”;
  • * 570 “Непрерывность деятельности”;
  • * 580 “Заявления руководства”.

МСА 500 характеризует обозначенное в названии стандарта понятие как информацию, получаемую аудиторами, и сделанные по ней выводы. Сбор аудиторских доказательств осуществляется в ходе тестов средств контроля (при изучении организации и эффективности функционирования систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля клиента), а также при проведении процедур проверки по существу (последние включают детальные тесты хозяйственных операций и сальдо счетов, а также аналитические процедуры, направленные на изучение соотношений финансово- хозяйственных показателей компании).

МСА 501 конкретизирует порядок проведения ряда аудиторских процедур. Речь идет о присутствии аудиторов при инвентаризации товарно-материальных запасов; получении сведений о претензиях и судебных делах, в которые вовлечена проверяемая компания; рассмотрении значительных долгосрочных инвестиций и их стоимостной оценке; а также об анализе информации по сегментам, существенной для финансовой отчетности клиента.

МСА 505 регламентирует порядок разработки и рассылки запросов для получения данных от третьих лиц. Данный международный стандарт вменяет аудиторам в обязанность оценивать надежность полученных от третьих лиц подтверждений, принимал во внимание независимость отвечающего, уровень его компетентности и полномочий.

МСА 510 требует от аудиторов, впервые приходящих к клиенту с проверкой либо не проводивших аудит за предыдущий период, убедиться в том, что:

ь начальные сальдо не содержат искажений, которые могут существенно повлиять на финансовую отчетность текущего периода;

ь конечные сальдо предыдущего периода правильно перенесены на начало текущего периода или в необходимых случаях изменены;

ь соблюдается последовательность применения учетной политики, либо изменения в учетной политике должным образом отражены в учете.

МСА 520 отмечает целесообразность применения в ходе аудита процедур, включающих:

ь сопоставление показателей текущего и предыдущего периодов;

ь сравнение фактических показателей с прогнозировавшимися;

ь оценку показателей проверяемой компании в контексте отраслевой статистики;

ь рассмотрение взаимосвязей между финансовыми показателями текущего периода, а также между финансовой и иной информацией (например, между расходами на оплату труда и численностью работников).

МСА 530 обращает внимание на порядок отбора статей, подлежащих проверке; особенности формирования выборки и оценку искажений, выявленных при выборочном исследовании. Аудиторы должны учитывать не только обнаруженные в выборке искажения, но и прогнозируемые искажения, а также их совокупное влияние на достоверность рассматриваемой финансовой информации.

МСА 540 регламентирует порядок рассмотрения статей учета, в которых используются оценочные способы измерения. В этом сложном процессе аудиторы могут прибегать к:

ь рассмотрению допущений и данных, лежащих в основе оценочных значений;

ь проверке приемов и методов, используемых при расчете оценочных значений;

ь сравнению предыдущих оценок с фактическими результатами;

ь поиску данных вне компании, если необходимо убедиться в реалистичности оценочных значений.

МСА 550 представляет повышенный интерес для компаний, входящих в холдинг, имеющих дочерние структуры либо выступающих в качестве таковых по отношению к материнской организации. Не только проведение операций между связанными сторонами находится в центре внимания аудиторов; само наличие у проверяемой компании таких сторон подлежит выяснению в ходе аудита. Для выявления связанных сторон, в частности, анализируются необычные сделки; безвозмездно предоставленные услуги; операции, предусматривающие условия, которые существенно отличаются от рыночных (нестандартные процентные ставки, цены, гарантии и т. п.).

МСА 560 указывает на необходимость учитывать влияние на аудиторское заключение событий, происходящих вплоть до даты выдачи такого заключения. Как можно ближе к указанной дате должно проводиться ознакомление с протоколами заседаний Совета директоров, собраний акционеров, а также с самой последней финансовой информацией.

МСА 570 затрагивает прежде всего те проверяемые компании, которые испытывают значительные коммерческие трудности или находятся на грани кризиса. В ходе проверки аудиторам надлежит проанализировать, является ли обоснованной подготовка финансовой отчетности исходя из возможности продолжить ведение бизнеса в течение как минимум последующих 12 месяцев. Если в этом у аудиторов возникают сомнения, то главный бухгалтер и руководство компании должны быть готовы к представлению аудиторам планов будущих действий компании. Аудиторы оценивают эти планы на предмет их реалистичности и возможности исправить ситуацию.

МСА 580 описывает порядок взаимодействия аудитора и руководства проверяемой компании в связи с получением от них разъяснений. Порядок взаимодействия аудиторов с руководством компании может предусматривать:

ь направление руководству письма аудитора, в котором излагается информация, требующая подтверждения со стороны руководства компании;

ь краткое изложение аудитором результатов бесед с руководством проверяемой компании;

ь приобщение к аудиторским доказательствам протоколов заседаний Совета директоров или подписанного руководством экземпляра финансовой отчетности.

Шестой радел МСА “Использование работы третьих лиц” включает три стандарта:

  • * 600 “Использование работы другого аудитора”;
  • * 610 “Рассмотрение работы внутреннего аудита”;
  • * 620 “Использование работы эксперта”.

МСА 600 содержит важную информацию для компаний с разветвленной структурой, которые привлекают разные аудиторские фирмы для аудита головной организации и проверки финансовой отчетности компаньона, данные которого включаются в отчетность головной организации. МСА описывает порядок сотрудничества двух аудиторских фирм, взаимодействие которых может включать обсуждение процедур аудита, просмотр главным аудитором рабочих бумаг другого аудитора, обмен информацией по существенным аспектам и получаемым результатам, проведение дополнительных тестов.

МСА 610 представляет интерес для широкого круга компаний, имеющих собственную службу внутреннего аудита. МСА требует от внешнего аудитора понимания организации, круга обязанностей и уровня компетентности внутреннего аудита. Это необходимо для эффективного планирования аудиторской проверки.

МСА 620 характеризует обстоятельства, при которых для получения аудиторских доказательств может быть привлечен сторонний специалист. Такая необходимость возникает, если требуется инженерная или юридическая оценка, проведение экспертизы с использованием специальных технических приемов и методов и т. д.

Седьмой раздел МСА “Аудиторские выводы и подготовка отчетов (заключений)” состоит из трех документов:

  • * 700 “Аудиторский отчет (заключение) по финансовой отчетности”;
  • * 710 “Сопоставимые значения”;
  • * 720 “Прочая информация в документах, содержащих аудированную финансовую отчетность”.

МСА 700 содержит требования к оформлению аудиторского заключения и дает характеристику видов выражаемого в нем мнения. Безоговорочно положительное мнение выдается, когда финансовая отчетность представлена достоверно во всех существенных отношениях в соответствии с установленными принципами финансовой отчетности.

МСА 710 касается проверки:

ь показателей предшествующего периода, включенных в качестве части финансовой отчетности за текущий период и предназначенных для сравнения с соответствующей информацией текущего периода,

ь сопоставимой финансовой отчетности, где информация за предшествующий период приводится в целях сопоставления с финансовой отчетностью текущего периода.

МСА 720 вменяет аудиторам в обязанность ознакомиться с прочими документами, публикуемыми клиентом вместе с финансовой отчетностью. Примерами таких документов являются отчет руководства или Совета директоров, финансовый обзор и т. д. При наличии значительных расхождений МСА обязывает аудиторов обсудить с клиентом вопрос об устранении противоречий, а в качестве крайней меры рекомендует аудиторам обратиться за юридической помощью.

Основные принципы стандартов аудиторской деятельности

Тема 4. СТАНДАРТЫ В АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В системе нормативного регулирования аудиторской деятельности важное место занимают правила (стандарты) аудита. Реализация их требований на практике служит определенной гарантией качества проверки.

Основные принципы стандартов аудиторской деятельности выражаются в следующем:

1) аудиторские стандарты формулируют единые базовые требования, определяющие нормативные требования к качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении. С изменением экономических условий аудиторские стандарты подлежат периодическому пересмотру для максимального удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности;

2) на базе аудиторских стандартов формируются учебные программы для подготовки аудиторов, а также единые требования для проведения экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью;

3) аудиторские стандарты служат основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов;

4) стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также базовые принципы.

Значение стандартов состоит в том, что они:

обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;

содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;

помогают пользователям понять процесс аудиторской проверки;

создают общественный имидж профессии;

устраняют контроль со стороны государства;

помогают аудитору вести переговоры с клиентом;

обеспечивают связь отдельных элементов аудиторского процесса.

Создание системы международных хозяйственных связей обусловило необходимость гармонизации стандартов аудита на международном уровне, что позволило расширить круг пользователей финансовой отчетности, облегчило сопоставление финансовых показателей деятельности компаний разных стран и дало возможность оценивать компетентность и профессионализм аудиторских фирм.

Международные стандарты аудита (МСА) – это справочник для профессиональных аудиторов, в котором содержится описание общепризнанных методов аудита. Российские практикующие аудиторы могут применять международные стандарты в своей деятельности, что будет способствовать дальнейшей интеграции в международное аудиторское сообщество.

Разработкой профессиональных требований на международном уровне занимается несколько организаций, в том числе Международная федерация бухгалтеров (МФБ), созданная в 1977 г. Непосредственно аудиторскими стандартами занимается Комитет по международной аудиторской практике (КМАП), который является постоянным комитетом Совета МФБ.


Международные стандарты проведения аудита, издаваемые Комитетом, должны:

способствовать развитию профессии в тех странах, где уровень профессионализма ниже общемирового;

унифицировать по мере возможности подход к аудиту в международном масштабе.

Статус Международных стандартов аудита. МСА предназначены для применения при аудите финансовой отчетности, а также при аудите иной информации и предоставлении сопутствующих услуг. МСА содержат основные принципы и необходимые процедуры, соответствующие руководства, представленные в форме пояснительного и иного материала. Для обеспечения понимания и правильного применения основных принципов и необходимых процедур наряду с соответствующими руководствами необходимо учитывать полный текст МСА, включая пояснительные и иные материалы, содержащиеся в них. И только в исключительных случаях аудитор может отступить от МСА. При этом он должен быть готов аргументировать подобное отступление.

МСА не отменяют местных нормативных актов, регулирующих аудит финансовой или иной информации в каждой отдельной стране. В той степени, в какой МСА соответствуют местным нормативным актам в конкретном случае, аудит финансовой или иной информации в каждой отдельной стране, проводимый согласно местным нормативным актам, должен соответствовать МСА. В случае, если местные нормативные акты отличаются либо противоречат МСА по конкретному случаю, организациям – членам МФБ необходимо следовать обязательствам членства, предусмотренным в Конституции МФБ в отношении данных МСА.

Статус Положений о международной аудиторской практике. Положения о международной аудиторской практике (ПМАП) разрабатываются с целью предоставления практической помощи аудиторам в соблюдении стандартов и обеспечения надлежащей аудиторской практики.

Утвержденным текстом проекта для рассмотрения, стандарта или положения считается текст, опубликованный МФБ на английском языке. Организации – члены МФБ получают право на перевод данных документов после получения надлежащего разрешения МФБ с целью их опубликования на языке своей страны. Перевод документов осуществляется за счет организаций-членов и должен включать наименование организации, которая его подготовила, а также ссылку на то, что данный документ является переводом утвержденного текста.

Первое издание МСА на русском языке представляло собой важный шаг по переходу российских аудиторов на международные стандарты. Однако это издание изобиловало ошибками и неточностями, что вызывало нарекания тех российских аудиторов, которые были знакомы с англоязычным первоисточником. Издание МСА 1999 г. на русском языке еще проходило процедуру редактирования, когда международная федерация бухгалтеров IFAC выпустила на английском языке издание 2000 г. Это обстоятельство создало новые объективные предпосылки несовпадения самого последнего варианта МСА и российских разработок, основанных на официальном русском переводе 1999 г.

В издании МСА 2001 г. ряд документов существенно отличается от издания 1999 г., кроме того, к этому времени появились новые стандарты. Текст нового перевода был взят российскими разработчиками за основу при подготовке новых российских федеральных стандартов аудита.

Международные аудиторские стандарты , разработан­ные в 1994 г., включают 45 стандартов и подразделяют­ся на следующие 10 групп: вводные замечания, ответ­ственность, планирование, внутренний контроль, ауди­торские доказательства, использование работы других (третьих) лиц, выводы и отчеты в аудите, специализи­рованные области, задания, положения по международ­ной практике аудита.

Для регулирования аудита МСА используют 153 про­фессиональных ассоциации из 113 стран. Некоторые страны официально приняли МСА в качестве нацио­нальных стандартов. Большинство стран, в том числе Россия, применяют МСА как методологическую основу создания национальных стандартов. Подобный подход обеспечивает учет мирового опыта аудиторской деятельности, сопоставимость результатов аудита, выполненно­го в различных странах, способствует повышению качества аудиторской деятельности и профессионального уровня аудиторов.

МСА действуют при любом проведении независимого аудита и по мере необходимости могут применяться при оказании сопутствующих аудиту услуг.

В то же время МСА не превалируют над национальными. Помимо общих МСА существуют и специ­альные - стандарты и нормы прогнозов, планов, этики т.д.

Международные стандарты аудита (МСА) подготовлены в целях унификации подходов к аудиту в международном масштабе и повы­шения уровня профессионализма в тех странах, где уровень аудита ниже общемирового. Разработкой профессиональных требований к аудиту на международном уровне занимается Международная федерация бухгалтеров (МФБ) (International Federation of Accountants - IFAC), созданная в 1977 г.

Международные стандарты (нормативы) аудита (International Auditing Guidelines - IAG) - это унифицированные регулирующие пра­вила, в соответствии с которыми следует организовывать и осуществ­лять независимый сбор аудиторских доказательств для подтверждения достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, составленной клиентами аудита в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, а также формулировать профессиональное ауди­торское суждение относительно степени достоверности этой отчетно­сти.

Международные стандарты аудита имеют кодовую нумерацию. На каждый объект стандартизации выделено 100 номеров (позиций), при этом к каждому стандарту можно открыть до десяти дополнитель­ных субстандартов (рисунок).

Рисунок. Объекты международной стандартизации

Федеральные правила (стандарты) аудита:

Национальным стандартом Российской Федерации являются правила (стандарты) аудиторской деятельности - нормативные документы, регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита и сопутствующих ему услуг, а также к оценке качества аудита, порядку подготовки аудиторов и оценке их квалифи­кации. Они становятся основанием в суде для доказательства качества проведения аудита и определения степени ответственности аудитора.

Федеральные стандарты аудиторской деятельности:

1) определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы, предусмотренные настоящим ФЗ № 307-ФЗ;

2) разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита;

3) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов и их работников.

Стандарты являются подзаконными нормативными правовыми актами, содержащими императивные нормы, обязательные для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, СРОА и их работников. Совокупностью действующих Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности осуществляется комплексное финансово-правовое регулирование общественных отношений, складывающихся в сфере аудита. Стандарты аудиторской деятельности содержат нормы, регулирующие как частные отношения аудиторов, аудиторских организаций с аудируемыми лицами, так и публичные отношения профессиональных субъектов аудиторской деятельности с государством и обществом в целом.

В настоящее время сложилась ситуация, когда в области аудита приняты и действуют ФПСАД (утверждены Правительством РФ); частично применяются ПСАД (одобрены Комиссией по АД); появляются новые ФСАД (утверждает Минфин).

Все федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельно­сти могут быть подразделены на три основные группы:

1) общие правила (стандарты) аудита , которые представляют собой свод профессиональных требований относительно квалифика­ции аудитора, независимости точки зрения аудитора по всем вопросам, касающимся выполняемой работы, и др.;

2) правила (стандарты) проведения аудиторской проверки , ко­торые раскрывают положения о необходимости планирования работы аудитора, изучения и оценки систем бухгалтерского учета, внутренне­ го контроля и получения доказательных материалов и т.д.;

3) правила (стандарты) составления отчета, которые пред­усматривают указание на то, какая именно бухгалтерская отчетность проверяется в ходе аудита, была ли она составлена в соответствии с общепринятыми правилами, а также разграничение функций аудито­ра и администрации аудируемого лица.

Стандарт, так же как и другие нормативные документы, должен содержать такие непременные реквизиты , как: номер стандарта, дата ввода в действие, цель разработки, сфера применения стандар­та, анализ проблемы, возможные процедуры решения проблемы. Структура документа для оформления стандарта следующая: ти­тульный лист, содержание, собственно текст стандарта, приложения к документу (по необходимости).

Структура построения и разделы правил (стандартов) аудита. Правила (стандарты) аудиторской деятельности в основном имеют единую структуру построения и содержат следующие разделы:

1) общие принципы стандарта:

Цель и необходимость разработ­ки данного стандарта,

Объект стандартизации,

Сфера применения стандарта;

Взаимосвязь с другими стандартами;

2) основные понятия и определения (если это необходимо), ис­пользуемые в стандарте - охватывает новые термины и их ха­рактеристику;

3) сущность стандарта - формулируется проблема, тре­бующая описания, проводится ее анализ и приводятся методы решения;

4) практические приложения - включают в себя различ­ные схемы, таблицы, образцы документов и др.

В нормативном регламентировании аудиторской деятельности значимое место занимают правила проверки. Применение оных на практике гарантирует качество аудита. Большинство норм основаны на международных аудиторских стандартах.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

При планировании аудита требуется рассмотрение многих аспектов. Общий аудиторский план надлежит разрабатывать максимально подробно.

Учесть все необходимые нюансы помогает следование определенным правилам аудита. Основу таковых составляют ряд общепринятых международных методов. Какие в аудите действуют международные стандарты?

Общие сведения

Любые аудиторские стандарты предполагают соблюдение основополагающих принципов.

К таковым относится:

Формулирование единых типовых требований Которые устанавливают требования к надежности и качественности аудиторской проверки и создают должный гарантийный уровень для итогов проверочных процедур. При этом время от времени стандарты аудита подлежат пересмотру на фоне видоизменения экономических условий
Формирование учебных программ Готовящих аудиторов на базе стандартов и формулирование единых экзаменационных запросов для получения разрешения на занятие аудиторской деятельностью
Определение качества аудита На основании принятых стандартов и установление меры ответственности всякого аудитора
Предопределение единого подхода к осуществлению аудита Масштабности проверки, типов аудиторской отчетности, методологических вопросов и иных базовых принципов

Потребность аудита в гармонизации стандартов на международном уровне привела к разработке международных стандартов аудита.

Их использование расширило ареал пользователей финотчетности, упростило сравнение финансовых показателей деятельности экономических субъектов из разных стран.

В целом международные стандарты позволили оценивать на межгосударственном уровне профессионализм и компетентность аудиторских фирм.

Что это такое

Международные стандарты аудита, или кратко МСА, это особый справочник, предназначенный для аудиторов-профессионалов. В нем описываются общепризнанные методики аудита.

Использование российскими аудиторами международных стандартов в своей работе способствует интеграции в международное сообщество .

Профессиональные нормы на международном уровне разрабатываются несколькими объединениями. В их числе МФБ – Международная федерация бухгалтеров, действующая с 1977 года.

Конкретно аудиторской стандартизацией ведает КМАП, Комитет по международной аудиторской практике, выступающий неизменным комитетом Совета МФБ.

Основное предназначение создаваемых правил заключено в профессиональном развитии профессии и унифицировании подходов к аудиту в интернациональном масштабе.

Классифицирование международных норм аудита предполагает разделение на категории соответственно определенным признакам. Как правило, основным признаком является принцип логики.

Потому МСА делятся на такие категории как:

Введение Определяет концептуальную основу аудита и порядок ведения аудита
Обязанности Описаны обязанности аудитора перед клиентом, устанавливают порядок заключения договоров, определяют необходимость конфиденциальности
Планирование Прописывают особенности составления плана проверки
Внутренняя система контроля Определяет принципы анализа системы учета и внутреннего вида контроля
Аудиторская доказательная база Регламентирует перечень необходимых для проверки документов и степень их достоверности
Использование услуг третьих лиц Устанавливает возможные случаи привлечения сторонних экспертов
Специализированные области аудита Регулируют проверку узкоспециальных сфер
Сопутствующие услуги Устанавливают перечень услуг, которые дополнительно может предлагать аудитор

Какова их роль?

Значимость международных аудиторских стандартов в том, что они способствуют:

  • обеспечению высокого качества аудита;
  • внедрению инновационных технологий в методики аудита;
  • пониманию пользователями аудиторских процедур;
  • созданию общественного имиджа профессии;
  • устранению повышенного контроля со стороны государства;
  • упрощению взаимодействия аудитора и клиента;
  • взаимосвязи отдельных аудиторских процессов.

Международные стандарты не отменяют государственных нормативов, которые регулируют аудит в отдельной стране. Нормы МСА применяются в той мере, в какой они похожи на стандарты федеральные.

Определяют также основную роль стандартов международного уровня как обеспечение надлежащего уровня .

Потому чаще всего аудиторы применяют совокупность федеральных и международных стандартов.

Целью международных аудиторских стандартов является сокращение различий в трактовке предоставляемой финансовой отчетности, улучшению качества и сопоставимости информации, унификации стандартов.

Причем стандарты основаны именно на принципах, а не на строгих правилах. Эти они отличны от национальных правил. Основной постулат в том, чтобы следовать именно принципам, а не искать способы обойти законодательные нормы.

Правовое регулирование

Первое русскоязычное издание МСА датировано 1999 годом. Но в данной версии наличествовало много неточностей и ошибок. Кроме того российские разработки, основанные на этой версии, не совпадали с англоязычным вариантом 2000 года.

В 2001 году был издан новый перевод МСА, и именно он был использован российскими разработчиками при подготовке новых федеральных стандартов аудита в РФ.

Изначально МСА, разработанных в 1994 году включали в себя сорок пять стандартов. Отдельные страны утвердили международные стандарты без изменений в качестве стандартов национальных.

Большая часть государств, и Россия в том числе, используют МСА как методологическую основу при создании национальных стандартов.

Такой подход помогает учитывать международный опыт аудита и интерпретировать его в соответствии с национальной экономикой. Это способствует повышению качества аудита и увеличению профессионального уровня экспертов.

С 2019 года достоверность финансовой отчетности должна подтверждаться по МСА, вне зависимости от применяемых методик подготовки отчетной документации.

Федеральные правила-стандарты аудиторской деятельности утверждаются на правительственном уровне.

Поправки от 1.12.2014, внесенные в , сделали применение международных стандартов для российских аудиторов обязательным.

Также в 2019 году СРО аудиторов учреждены требования о необходимости повышения квалификации аудиторов по теме МСА.

Что касается федеральных стандартов в России, то они учреждены .

Многие из действующих стандартов являются полными или частичными аналогами МСА. Например, положение о понимании деятельности аудируемого лица — стандарт 8 и стандарт 4 «Существенность в аудите».

Перечень международных стандартов аудита в 2019 году

Правила-стандарты аудиторской деятельности это документы, формирующие единство требований, соблюдение которых обеспечивает подобающий уровень качества аудита и дополнительных сопутствующих услуг.

На данное время действующие сорок девять стандартов МСА систематизированы по десяти категориям:

ISA 100-199 Введение – обусловливают логику формирования стандартов и становятся основой для разработки новых норм. Здесь охватываются основные термины, общие предписания
ISA 200-299 Обязательства – устанавливают обстоятельства заказа аудита, нормы договоров
ISA 300-399 Планировка – предопределяют круг ревизуемых вопросов, аудиторский состав, уровень компетенции, возможности привлечения сторонних экспертов
ISA 400-499 Применение итогов – способствуют оцениванию полученной информации
ISA 500-599 Аудиторская доказательная база – устанавливают перечень документов, необходимых для составления аргументированного аудиторского заключения
ISA 600-699 Информация от иных лиц – регулирует применение данных иных аудиторов и согласованную работу со службой внутреннего аудита
ISA 700-799 Заключение об аудите – определяют типы итоговых заключений и предусматривают возможность отказа от составления заключения при отсутствии нужных данных
ISA 800-899 Особые вопросы – помогают в прогнозировании грядущей финансовой информации
ISA 900-999 Сопутствующая деятельность – регулируют предоставление дополнительных услуг
IAPS 1000-1100 Дополнения – рассматривают аспекты международной практики

Применяемые в России

Все федеральные стандарты аудита в РФ можно поделить на три категории:

  • по содержанию близкие к МСА;
  • частично отличные от МСА;
  • не имеющие с МСА взаимных аналогов.

При этом большая часть российских стандартов тождественна МСА либо имеет незначительные отличия. Обусловлены несовпадения различными подходами к аудиту и формальными отличиями, связанными с местными особенностями.

До 2005 года действующие РСА были почти аналогичны МСА. Реформирование законодательства привело к возникновению отдельных несоответствий.

Также следует отметить, что часть МСА вообще не имеет российских аналогов, поскольку регламентирование аудита в РФ до сих пор пребывает в стадии разработки.

Однако отдельные международные стандарты все же аналогичны некоторым российским нормативам. Представить это можно в следующей таблице:

Соответствие МСА и РСА

Предназначение стандарта №МСА №РСА
Согласование условий о проведении аудита 210 12
Ведение документации в процессе аудита 230 2
Обязанности аудитора и рассмотрение случаев мошенничества 240 13
Обязанности по учету законодательных норм 250 14
Планирование аудита 300 3
Получение сведений о деятельности компании и оценивание рисков искажения информации 315 15
Существенность в аудите 320 4
Процессы аудита, исполняемые на основании оценки рисков 330 35
Приобретение аудиторских доказательств 500 5
Получение дополнительных аудиторских доказательств 501 17
Получение внешних подтверждений 505 18
Особенности первой аудиторской проверки субъекта 510 19
Аналитические процедуры 520 20
Процедуры аудиторской выборки 530 16
Аудиторское заключение 700, 701, 800 6
Сопоставление данных 710 26
Рассмотрение прочей информации, не используемой в аудиторском заключении 720 27

Что относят к внутрифирменным

Внутренними аудиторскими стандартами назначаются общепринятые требования к осуществлению аудита и его качественности. Аудиторские внутрифирменные стандарты возможно поделить на правила аудиторских СРО и непосредственно внутрифирменные.

Саморегулируемые объединения аудиторов вольны разрабатывать собственные стандарты, а также создавать методики по использованию стандартов федерального значения.

Аудиторские организации и частные аудиторы имеют право определять индивидуальные стандарты. Любые внутрифирменные стандарты, которые утверждает отдельный субъект, не могут прекословить стандартам федерального уровня или Закону об аудите.

В целом по предназначению внутренние стандарты подразделяются на:

  • заключающие общие положения по аудиту;
  • предопределяющие порядок проведения аудита;
  • учреждающие порядок создания аудиторских выводов и итогового заключения;
  • разрешающие специфические вопросы;
  • определяющие порядок предоставления дополнительных ;
  • регулирующие вопросы образования и обучения кадров.

Как характеризуются федеральные правила

В России МСА учитываются при разработке национальных стандартов. Минфин при разработке стандартов учитывает схожесть задач, требуемых решения.

На стадии регулирования аудита в РФ вследствие было создано более тридцати общероссийских стандартов. Они не были утверждены Правительством и не являлись нормативами.

Тем не менее, стандарты получили одобрение Комиссии по аудиторской деятельности и могли применяться как рекомендательные.

Определило, что до утверждения стандартов федеральных следует руководствоваться одобренными общероссийскими стандартами.

Впоследствии Постановлением Правительства №696 были утверждены федеральные аудиторские стандарты. Тридцать три новых стандарта рассмотрены в ФЗ №307.

Характерным для них является то, что все они:

По поводу внутреннего аудита

Международные стандарты о внутреннем аудите включают в себя три основные группы стандартов:

  • деятельности;
  • качественных характеристик;
  • практического применения.

До официального регламентирования внутреннего аудита в России применялись исключительно международные и внутрифирменные стандарты.



Поделиться