Исторические основы развития украинских народных ремесел. Украинские ремёсла. Плетение из лозы

Как одна из предшественниц промышленного производства было развито на Украине с древних времён, но долгое время было оторвано от прочих родов деятельности.

Ремесло периода Древности и Средневековья

Ремесло было развито в античных городах Северного Причерноморья. В ранний период, начиная с 1-го тысячелетия началось отделение ремесла от сельского хозяйства. В княжеские времена ремёсла отличались сложностью характера производства и более высоким . В крупных городах уже существовало более 60 отраслей: металлургия, кузнечество, переработка меха, шерсти, льна, кости, камня, производство стекла. Своего расцвета достигло производство украшений, одежды и культовых сооружений. По социальному положению ремесленники Киевской Руси были поделены на свободных и холопов, а также на княжеских, боярских и городских (наибольшее количество). Они преимущественно селились в одном районе или на одной улице города. Для защиты своих интересов они создавали общества, которые можно считать зарождениями цехов. Татаро-монгольское нашествие привело к упадку ремесел. Они возродились только во времена Галицко-Волынского государства. Во 2-й половине XIV века - 1-й половине XV века появилась цеховая организация в системе Магдебургского права.

Ремесло Новых времён

Во 2-й половине XVII века ремесленничество в Западной и Правобережной Украине уменьшилось в связи с общим упадком городов и мещанства, распространением нецехового ремесла, поселением при замках, панских дворах в городах и пригородах подданных сельских ремесленников, конкуренцией товаров европейских ремесленников. Лучше развивались ремесла в Киеве, Чернигове, Полтаве, Новгород-Северском, Нежине. В 1-й половине XIX века ремесленничество ощутило давление налоговой политики на центральных и восточных землях, а также в Галиции. Во 2-й половине XIX века негативное влияние оказало развитие фабричной промышленности и капитализма, строительство железных дорог, что облегчило перевозки фабричных товаров, утрата значения ремесленнических цехов, низкий уровень образования ремесленников. Значительный кризис ремесленники переживали в связи с неконкурентоспособностью перед фабрично-заводской продукцией в течение 1870-1890-х годов.

Ремесло XX века

Перед 1-й мировой войной в 9 украинских губерниях Российской империи ремесленников и кустарей было 700 тысяч, самостоятельных ремесленников 57 тысяч, налогонеоблагаемых кустарей и ремесленников 105 тысяч, кустарей пищевой промышленности 135 тысяч, участников различных нетоваровых промыслов 45 тысяч. Кустари жили преимущественно в сёлах, ремесленники - городах. В начале 20-х гг. значение ремёсел частично увеличилось в связи с упадком фабричной промышленности. Количество ремесленников и кустарей в УССР возросло до 820 тысяч к 1928 г. Со временем, из-за национализации и развития фабричной промышленности, ремесла приходили в запустение. Количество ремесленников и кустарей в УССР в 1939 г. - 57.7 тысяч. После ликвидации промышленной кооперации в 1960 г. ремесленная и кустарная промышленность была передана в систему государственной региональной промышленности.

Народные промыслы

Украинский дом украшали рушниками, дерюгами, коврами. Пол посыпали ароматными травами, чтобы веяло уютом, пахло свежестью.

Народный символ Украины, национальный оберег - рушник. - это символ согласия, любви, красоты, счастливой судьбы, надежды, защиты от злых сил. Каждое жилье украшали рушники, вышитые руками хозяйки, или еще такие, которые достались ей в наследство от матери и бабушки. Рушники не только украшали жилье, их также вешали над дверями и окнами, чтобы никакое зло не проникло в дом. Хорошо украшенный рушник висел на колышке возле крыльца, им вытирали руки и посуду, накрывали кадку с тестом, испеченные паляницы, с ним ходили доить корову, начинали обжинки - рушник сопровождал человека везде. По-разному называли рушник, в зависимости от его назначения. Рушник для вытирания рук и лица - утирач; для посуды, стола и лавы - стирач; праздничный, для застилания стола - обрус; для увязывания сватов - плечевик. А был еще один - рушник судьбы. Его готовила мать еще до рождения ребенка. Для мальчика вышивала на нем дубовые листочки, чтобы сильным и мужественным был сын, а для девочки - калину, чтобы дочь была красивой, словно калина. Этот рушничок после рождения ребенка клала мать под детскую подушечку. С ним несли ребенка крестить, на нем благословляла мать сына или дочь на бракосочетание, с ним рядила ребенка в далекую дорогу. Это рушник берегли всю жизнь и клали в гроб, когда человек умирал.

В каждом регионе Украины рушники имеют свои характерные признаки. На Киевщине, Черниговщине преобладает растительный узор красного, синего и черного цветов, для Западной Украины характерен геометрический узор с яркими красками.

Народная мудрость гласит, что человек за свою жизнь должен построить дом, посадить дерево, вырастить ребенка. И начинать нужно именно со строительства дома.

Когда-то наши предки, заселяя новые земли, выбирали наилучшие, самые живописные места для строительства жилья.

Дома на Украине чаще всего строили из дерева, глины, соломы, камыша, лозы. Были они хоть и небольшими, но теплыми, нарядными, с окнами к солнцу. Выбирая место для будущего дома, украинцы придерживались определенных традиций: где любит лежать скот, там и людям будет хорошо; если на выбранном для строительства месте хорошо росла рожь, то это место хорошее для дома. А еще нельзя было строить ом там, где раньше были кладбища, где часто болели, на пустырях, на раздорожье, перекрестке дорог.

Обсаживали дом мальвами, любистком, мятой, был он всегда чисто отбеленным, очень часто разрисованным.

В доме был свет и солнечно, поэтому и назывался он светлицей. Гордостью каждого жилья была печь - символ домашнего уюта и тепла. Стояла она в левом углу от входа. В печи готовили пищу, она обогревала дом. За это очень уважали ее в украинской семье. Каждая хозяйка после того, как вытопит печь, подметала ее, часто подмазывала белой глиной.

Гончарные изделия изготавливались и широко использовались на территории Украины с незапамятных времен. Это едва ли не самый древний вид народного искусства, который несет в себе бесценную информацию о культуре древнем быте. Так что же такое гончарство и как оно развивалось на территории нашего государства?

Изготовление из гончарной глины различных разнообразных бытовых изделий, посуды, игрушек, изразцов и т.д. и обжиг этих изделий – вот что такое гончарство. Ремесло это довольно древнее, зародилось еще в во времена неолита, позже развилось в разновидность народного искусства. Глина – пластическое сырье на момент формирования изделия, после обработки – обжига (при температуре 900 градусов) – становится твердым материалом. У глины очень широкая палитра натуральных цветов – начиная от белого, кремового, переходя к охре, красному, коричневому и темно-серому. Бывают также керамические краски, которые в целом придают гончарной продукции удивительный эффект. Они изготавливаются из цветной глины – ангобы. Используются также декоративные или прозрачные глазури, которыми покрывают готовое изделие сверху.

Гончары первобытных времен лепили свои изделия вручную: они облепливали камень или любую деревянную форму небольшими кусочками глиняной массы, толщиной не более пальца, или обкручивали ленту глины по спирали, так вылепливая и совершенствуя сосуд, который был по форме конусообразным, с толстыми стенками и острым дном. Такая посуда не имела четко выраженных округлостей или четкого силуэта, но свою функцию такое изделие выполняло. Такая техника выдержала испытание временем и существовала наравне с работой на гончарном круге, известна она мастерам и сегодня.

Гончарный круг изобрели в IV тыс. до н.э. Сначала он был ручной и вращался довольно медленно, потом усовершенствовался и стал в средневековье скоростным, получил ножной привод, и это стало тогда значительным переворотом в развитии всего гончарного ремесла. Круговая техника точения позволила не только увеличить выпуск керамической продукции, но и сделать изделия более совершенными и изящными. Изготовленный на таком круге сосуд был с тонкими легкими стенками, его формы имели гармоничные очертания, можно было наносить орнаментальные полосы, линии и другие украшения на поверхность.

Народные мастера гончарного дела использовали в своем ремесле несколько техник декорирования готового изделия. Это были глянцевание, ритование, рожкование, штампик, фляндрование, лепка.

Остановимся немного подробнее на каждой из этих техник.

Ритование (или процарапывание, гравировка, «урез») – делалось путем нанесения углубленного желобка небольшой деревянной палочкой или гвоздем, как карандашом. Так выцарапывался узор любой формы.

Глянцевание (или еще называлось лощение) производилось гладким предметом, это мог быть камень, по сухому черепку – наносились линии, полосы и другой декор.

Когда работали в технике рожкования, то специальный рожок наполняли ангобом, в отверстие-дырочку внизу вкладывали или гусиное перо, или стеклянную трубочку. Струйка ангоба таким образом легко наносилась на поверхность готового изделия. Позже, ближе к нашему времени, рожок был заменен для удобства на резиновую грушу. В такой технике мастера выписывали линии, прямые и волнистые, наносили точки, листочки, розетки или другой орнамент.

Фляндрование – техника, в которой острым предметом соединялись три или четыре ленты ангоб разных цветов, это было похоже на мраморные разводы, четкие и зигзагообразные. Сегодня гончарство различает четыре вида изделий по назначению: разнообразная посуда для чего бы то ни было, сакральные предметы (иконы, кресты, подсвечники и др.), игрушки, предметы для жилья и его обустройства (это могли быть плитка, подвазонники, вазы или другие изделия подобного назначения).

Когда в Х в. образовалось Древнерусское государство, производство гончарной посуды понемногу развивалось и росло. Особенно это касалось городов. Изделия начали покрывать непрозрачной, а позже и прозрачной глазурью. Гончары Древней Руси изготовляли обычно корчаги, в которых хранилось зерно, или миски, кружки, горшки, кувшины.

Для XIV в. было характерно изготовление удобной недорогой посуды для приготовления блюд. Она разукрашивалась лощением, деревянными штампиками - кружочками, лучиками, зубчиками, звездочками, ласточками.

Высшего уровня развития гончарство достигло в XVII-XVIII вв. В это время изделия расписывались не только ангобами, но и эмалями - керамической краской, похожей на стекло. Это открыло возможность для использования различных цветов, обогатило палитру гончаров. Популярными в это время были растительные орнаменты, изображения фигур, которыми украшались в основном миски и изразцы. Наиболее распространено гончарное ремесло было на Полтавщине, и среди полтавских гончарных центров наподобие Глинска, Зинькова, Миргорода выделялась больше всего Опошня. В 1789 году здесь работало около двухсот гончаров, они производили праздничную утварь для различных напитков (фляги, дзбанки, кувшины, бочонки) и декоративную фигурную посуду скульптурного характера: львы, барашки, петухи, кони, они украшались цветочными орнаментами. Глинск был знаменит творчеством семьи Сулимов, которые сделали ведущей техникой города фляндровку, иногда сочетая ее с цветочными узорами и мотивами.

В поднепровских ячейках гончарного ремесла – Дыбинцах, Реевке, Каневе, Сунках, Цветной и др. – популярной была добротная прикладная посуда, украшенная рисунками, и фигурная посуда для напитков, преимущественно в виде животных и птиц.

Что касается Подолья, то гончарное производство там было распространено в Гайсине, Баре, Бубновке, Смотриче, Летичеве и т.д. Для бубновской , например, были характерны не только четкие растительные узоры, но и маленькие вылепленные птичьи фигурки, которые размещались на покрышках рынок, дзбанок и т.п. На Западной Украине ведущими центрами гончарного ремесла считались Яворов, Потелич, Пустынь, Коломыя, Мукачево и т.п. Гончарный цех в Коломые был создан в 1661 году. Здесь производили посуду, а также подсвечники, изразцы, которые украшали фляндровкой или рожкованием.

В XIX в. каждому району, который занимался гончарным промыслом, стали присущи определенные особенности. Они зависели прежде всего от качества тех материалов, которые использовались в работе, уровня технического развития производства, традиций данного региона и других факторов.

Изделия мастеров-гончаров Опишни отличались своеобразием. Например, один из местных мастеров, Федор Червинка, не только гравировал на влажной поверхности изделия, но и налепливал на нее рельефные мотивы орнаментального характера. Василий Поросный вводил в кружево растительного орнамента различных фантазийных сказочных птиц и зверей.

На Подолье среди гончаров был известен Андрей Гончар из села Бубновка: он первый, ввел в родном селе производство красной расписной посуды. Гончары села Бар Петр Лукашенко и Павел Самолович украшали миски фигурными композициями, раскрывающими целые темы. В селе Адамовка работал Яков Бацуца, который приобрел популярность не только в пределах Украины, но и далеко за ними: он изготавливал посуду шарообразных форм и расписывал ее силуэтными фигурками.

На Гуцульщине XIX в. стали ведущими центрами гончарного ремесла Косов и Пистынь. Керамика Косово стала знаменитой благодаря творчеству самобытного Алексея Бахметюка. Его отец, Петр Бахметюк, занимался изготовлением неполиванной посуды. Алексей еще юношей учился и работал у известного в те времена гончара-плиточника Ивана Баранюка, проживавшего в предместье Косово, в Москалевке. Позже Алексей унаследовал мастерскую отца, и его собственное творчество отмечалось оригинальной росписью плитки и посуды. Орнаментика этого мастера состоит из цветов со многими лепестками, треугольных листьев, виноградных гроздей, птиц на ветвях, коз, лошадей, оленей. Смело оформленные цветочные орнаменты получили название «бахминщина».

Пистинский центр ремесла гончаров связан с трудом целых гончарных семей, которые стали известны своим творчеством: Волощуки, Зондюки, Кошаки, Михалевичи, Тимчуки и другие семьи. Они специализировались в основном на рисованных мисках, кувшин, блюдах и т.п. Петр Тимчук также изготавливал необычные уникальные фигурки баранов, коз, оленей, которые несли горшки на спине – они использовались для комнатных цветов.

Сформировались давние гончарные центры Львовщины – Гавареччина, Глинск, Лагодов, Сасов, Сокал, Шпиколосы, Явор и т.п., которые изготавливали посуду широкого назначения и различных форм.

Народная керамика 20-30-х годов XX в. в поселках Адамовка, Бар, Дыбинцы, Шатрище, Опошня и других центров гончарства почти не отличалась от подобных изделий прошлого столетия. Однако, заметим, принудительная коллективизация способствовала значительному упадку гончарного промысла. Попытались учредить гончарные артели во многих ячейках по селам, но эти попытки потерпели неудачи. Сократилась численность кустарей-гончаров, ведь все трудоспособное население сел должно было работать в колхозах.

Послевоенные годы сделали гончарство немного более оживленным. Прикладной посуды было очень мало в быту, и это способствовало восстановлению керамического производства в достаточно быстрых темпах в тех же Опошнях, Валках, Василькове. В древних центрах мастерства снова начали создаваться артели – в Дыбинцах, Бубновке, Баре, Адамовке, Косово, Смотриче. Среди выдающихся мастеров, которые в них работали, можно назвать братьев Герасименко из Бубновки, Гаврилу Пошивайло из Опошни, Александра Пирожок из Адамовки, Григория и Павлину Цвилинкив из Косово и др.

В 60-х годах еще где были центры серой керамики, которая была красива за счет своей формы, блестящий несложный узор только подчеркивал своим контрастом благородство и выразительность готового изделия. Среди подобных центров можно назвать Городище (Полтавская область), Шатрище (Сумская область), Плахтянка (Киевская область), Пастырское (Черкасская), Шпиколосы и Гавареччина (Львовская область).

Однако с 70-80-х годов гончарное ремесло на Украине понемногу приходит в упадок. Опытных гончаров остается все меньше. Вместо них все больше стали распространяться полумеханизированные цеха по производству керамики, заводы, изготавливающие массовую продукцию, которая только имитирует народные изделия гончаров.

Наш различной предлагает вам огромное множество. Величайшее мастерство – которую позволяет великое множество, будучи многовековой колыбелью гончарного искусства. Искренне надеемся, что из ассортимента ЭТНОХАТЫ сможет вас приятно поразить.

Гончарство - один из древнейших видов народного ремесла Уже трипольские гончарные изделия свидетельствуют о тонком эстетический вкус древних гончаров, их высокое мастерство. Гончарство несет в себе ценную информацию о этнографические особенности быта древних племен и народов, населявших нашу землю в прошлом. Исчезли древние города, истлели изделия из полотна, кожи, покрылись ржавчиной изделия из металла, зато горшок, откопанный археологами, говорит нам от имени безымянного гончара, который жил тысячи лет назад Имея сведения о геомагнитное поле Земли, ученые определяют возраст гончарных изделий с точностью до 25 лет (обожженный на огне горшок, намагнитившись, остается таким на протяжении многих веков).

Керамика (гр.keramos- глина) во времена Средневековья потерпела технологических новшеств: применение можного гончарного круга, подполивальные росписей, производство плитку в т. В XVII в. в Украине распространился одна из разновидностей керамики - майолика, которая получила широкое применение во многих городах Украины, хотя очаги ее изготовления были только в Киеве, Нежине. Ичне, а позже - в Онишни и Косово. Майоликовые изделия из цветной глины, покрытые глазурью ии расписаны в народном стиле, и сейчас украшают жилища современных украинском. Популярная сегодня и и керамическая пластика: игрушка и скульптура.

Среди керамических изделий бытуют миски, тарелки, кувшины, чашки, чаши, кувшины, кружки, дзбанки, бочонки. Традиции гончарного производства и и художественного оформления в разных регионах имеют свои разнообразия. Среди изделий керамической пластики - барашки, львы, лошади, олени, птицы, детские свистульки, сюжетные наборы скульптурок.

Для украинских гончарных изделий характерна традиционность, пластическая выразительность, народная декоративность и простота, которая предоставляет самобытному искусству национального колорита. Сейчас керамические промыслы существуют в Виннице, Коломые, Косово, Мукачево, Одессе, Опишни, Ужгороде, Черкассах и других городах и селах Украины. Около тридцати объединений, художественных комбинатов, фабрик и заводов производят керамику в традиционном для народного искусства стиле.

Обработка металлов. Бронзолитейное производство в Украине, как доказали археологи, известное еще с трипольских времен. Традиции добычи руды сохранились в Украине от Киевской Руси. Древнерусские кузнецы были знакомы с технологическими приемами ковки, сварки и термической обработки металлов. Они изготавливали орудия труда, конскую сбрую, наконечники копий, топоры, кольчуги и разнообразные вещи хозяйственного назначения. На Руси существовало более 16 кузнечных ремесел. Высокого развития достигла также обработка цветных металлов: меди, бронзы, серебра, золота.

Ювелирные изделия древнерусских мастеров отмечались художественной утонченностью и совершенством рисунков. Археологи, кроме готовых изделий, находят значительное количество литейных формочек для изготовления украшений. Традиционные ювелирные технологии в Киевской Руси - это чеканка, тиснение, штамповка, чернь, зернь, скань. Сложный способ орнаментации ювелирных изделий, традиционный для Киевщины, - перегородчатая эмаль. Позже это искусство эмальеров распространилось и на другие земли Киевской Руси, в частности Галич.

Богатые коллекции музеев Киева Чернигова. Харькова и Львова свидетельствуют о значительно более высокий уровень ювелирного искусства Киевской Руси по сравнению с захидиноевропейськимы странами. Древние браслеты, серьги, колты, диадемы, гривны, медальоны, .ланцюжкы, перстни еще и и теперь поражают несравненной красотой, ажурностью, совершенной изысканностью. Ювелирные изделия времен Киевской Руси по праву считаются шедеврами мирового искусства.

"В настоящее время известны разнообразные технические приемы обработки металлов, как древние, традиционные, так и новые, современные: чеканка, литье, инкрустация, гравировка, штамповка, протравливания и гальванопластика. Художественные изделия из металла широко используются в оформлении интерьеров, усадеб, городских улиц и экспонируются на выставках.

Например, техникой литья и холодной ковки изготавливалось много вещей утилитарного и декоративного назначения: палки, трубки, ключи, гольник, .лускорихы, застежки, пряжки.стремена. Из меди, бронзы, латуни выливались посуда, пушки, колокола. Посуда, подсвечники, чернильницы выливали преимущественно из серебра и олова. Золотарство развивалось главным образом в крупных городах: Киеве, Львове и в некоторых неве-личиком городах Приднепровья, особенно Левобережья. Цеховые ремесленники изготавливали преимущественно драгоценная посуда, ценное оружие, конскую сбрую. Народные же мастера занимались производством именно прикладных вещей для широких слоев населения.

Мастера Л ьвова, Ивано-Франковска, Черновцов и Ужгорода продолжают традиции давних кузнечных ремесел в своих декоративных решетках, свечей н 11 ках-иоставн 11ках и тому подобное. И Иародни мастера Косово работают в русле гуцульских традиций, изготовляют бартки, лускорихы, пуговицы, трубки, перстни, украшают металлом изделия из дерева, кожи (пояса-череси, кошельки, сумки).

Сейчас ведущими предприятиями, занимающимися изготовлением сувенирно-подарочных изделий из металла, есть фабрики и комбинаты Черкасс. Мукачево, Одессы, Винницы. Кировограда, Хмельницкого и многих других городов.

Работа с металлом всегда считалась одним из тяжелых и мужественных видов ремесла. Своими корнями ковка достигает пяти ггисячолитн ьои дави 11 ны. Развиваясь как народный промысел в XV-XIX вв., Украинская ковка испытывало влияние всех художественных стилей: ренессанс, барокко, рококо, модерн. Сельское ковка сохраняло свои традиции, кузнецы изготавливали нужны в каждом хозяйстве вещи: плуги, подковы, косы, мотыги, лопаты, серпы, топоры.

Металлическими украшениями украшали двери, сундуки и другие мебель, а также сами здания (флюгера, светильники, решетки). При Львовском училище прикладного искусства им. И. Труша е мастерская-кузница, где учеников учат кузнечного ремесла и традиций художественной ковки. Существуют также кузнечные цеха при реставрационных мастерских в Киеве, Львове и других городах Украины.

Художественная обработка дерева была уже хорошо развита во времена Киевской Руси. Поскольку дерево не всегда сохраняется в земле, археологи не слишком часто находят образцы древних изделий из дерева. Однако известно, что уже в I тысячелетии н. ч. дерево широко использовалось в строительстве городов и сел, княжеских дворцов и крепостей. Среди ремесленных профессий появляются плотники, ложкари, резчики, бондари.

Техника обработки дерева достаточно разнообразна: видовбуваная, вырезание, вытачивании, роспись, выжигание, инкрустация, интарсия. Одна из самых древних техник - выдалбливания - применялась действие изготовления бытовых вещей: лодок довбанок, корыт, ступ, черпаков, солонок и тому подобное. Для вырезания, кроме топора, применяли струг, чем, тесак, различные резцы, с помощью которых вырезались ложки, декоративные блюда, черпаки, мелкие деревянные изделия различного назначения. Техника вытачивании - поздний изобретение и предусматривает использование токарного станка, на котором изготавливают заготовку, а затем обрабатывают ее другими инструментами.

Бондарство известное в Украине уже в X в. как изготовление вместительного посуды: кадки, бочонки, ведра, кружки, лоханки, подойники. Бондари пользовались, кроме обычных плотницких инструментов, специальными рубанками, Фуганки, циркулями, линейками, кривым стругом.

Резьба - один из древнейших техник художественного декорирования деревянных изделий. На Прикарпатье ии Буковине технику плоской резьбы очень часто сочетают с инкрустацией - орнаментальным отделка кусочками дерева, металла, слоновой кости, перламутра, бисера и тому подобное. Одним из видов инкрустации является интрасия цветными породами дерева, который используется для изготовления настенных декоративных плакеток, портретов и пейзажей. Для художественного декорирования дерева издавна использовались росписи разной краской (темпера, гуашь, масляные или анилиновые), которые затем покрывают лаком. Сейчас бытует еще один способ декорирования изделий из дерева - выжигание электрошоком или специальными штампами.

Сегодня специалистов по художественной обработке дерева готовят техникумы и училища Косово, Львова, сжать эти, Ужгорода и Яворова. Почти в каждой области Украины существуют предприятия, которые выпускают декоративные изделия из дерева, всего их около ста пятидесяти.

Гутництво - изготовление изделий из стекла - было известно в Украине более тысячи лет. Точное время его возникновения не установлено, но в скифских захоронениях уже находят бусы из стекла с вкраплюванням разноцветных красителей. Название промысла происходит от слова "Гута", что означает стекловаренную печь. В "Слове о полку Игореве" упоминается изделие из стекла - стекляниця.

Изделия из стекла могло не обыденными вещами, они использовались как праздничные художественные украшения. Это был не только посуду, но и декоративные игрушки: петушки, зайчики, барашки, а также различные подсвечники, ожерелье. Ремесленники владели различными приемами: выдувание, орнаментации, цветной окраски стекла.

Сейчас Гутницкое промыслы - редкое явление в Украине. Известны только три его ячейки: один в Ивано-Франковской области и два на Львовщине.

Ткачество - древнейшее ремесло, которым занимались украинские женщины (подробнее об этом см. Раздел "Жилье, домашнее хозяйство и быт»). Ткани изготавливали сначала для собственного потребления, но уже с IX-X вв. происходило отделения этого домашнего ремесла как промысла, который удовлетворял потребности городского населения. Очень долго существовали параллельно народное домашнее ткачество и цеховое ремесленное. С возникновением промышленного изготовления тканей домашние ткацкие ремесла постепенно начали приходить в упадок.

Однако художественные ткани и сейчас играют значительную роль в оформлении интерьера жилища и изготовлении народных костюмов. Технология домашнего ткачества трудоемкая - это прядения нитей, окраска их в разные цвета, ткачество на различных ткацких станках (различной конструкции) с применением целого ряда технических приемов. Материалом для создания тканей было льняное волокно, конопля, овечья шерсть, которые также требовали значительных затрат женского труда.

В Украине есть много специализированных предприятий, производящих художественные ткани: в Кролевце, Богуславе, Дегтярях, Переяслав-Хмель-кий. Ведущей среди них Кролевецкая фабрика, на которой изготавливают сюжетно-тематические декоративные полотенца и панно. Кроле-кий ткачи умело продолжают традиции ручного художественного ткачества, которые были известны в Украине с давних времен. Бережно хранят местные традиции ткачи Львовщины, Гуцульщины, Бойковщины, Ивано-Франковской области. Во многих регионах к ручному ткачеству привлекаются мастера-надомницы, производящих покрывала, полотенца, наволочки, салфетки, полыхает, ковры и т. Ковроткачество - древняя отрасль ручного ткачества. Археологи находят остатки ковровых изделий и ткацких орудий в античных городах и скифских домах. Известны такие центры Украинской ковроткачества: Подолье, Волынь, Полтавщина, Киевщина, Черниговщина. Сейчас традиционным ковроделием в Украине занимаются 24 фабрики и художественные мастерские.

Роспись тканей, как принято считать. - Сравнительно новостей вил декоративно-прикладного искусства в Украине, хотя есть свидетельства о чрезвычайной древности и этого искусства - это воспоминания 11 риска Нантского о нашей земле во времена Аттилы. Побывав в царском дворце, он отмечал, что видел, как женщины "покрывали узорами с помощью различных красок полотняные покрывала, которые варвары носили поверх одежды для красоты" ".

Для выбивания орнамента на тканях использовались специальные штампы и деревянные формы, найденные на Райковецком городище на Житомирщине (XI в.). Мастеров, которые занимались художественной росписью тканей, называли художниками, рисовальщик, димкарямп. печатниками, забойщик. Сейчас техники росписи тканей обогащаются новыми приемами: холодный батик, горячий башик, свободная роспись, фо-тофильмдрук. Техникой фотофильмдруку расписывают украинские платки, покрывала, скатерти, ленты.

Уникальным украинским культовым искусством, связанным с тем и с верой, и с мифологией, и с обрядами, с писанок. Еще не так давно писанки изготавливались специально на продажу, ведь умением писать писанки владела далеко не каждая хозяйка. Постепенно настоящие домашние писанки вытеснили сувенирные - деревянные, керамические. В некоторых регионах Западной Украины еще и сейчас можно писанки в мастерской -писанкаркы, которую знают все односельчане. Символика писанки древнейшая и одновременно проста. Поэтому не лишним будет углубление в историю и мифологию украинского народа перед тем, как начинать писать писанку.

Яйцо - символ солнца, весеннего возрождения природы, воскресение душ предков. Писанки как ритуальные магические орудия были известны в индоевропейских народов задолго до принятия христианства. Льет лучше традиция сохранилась именно в Украине, надо полагать, что именно здесь был центр развития этого культового и художественного явления. Археологами найдены керамические, расписанные зелеными, коричневыми и желтыми красителями писанки, что уходят в глубокую древность. Сейчас известно около ста писанок древнерусского времени. Они выполнены различными техниками: глиняные покрытые глазурью, писанки-погремушки, шкрябать ки10. Характерно, что писанки находят на культовых местах, где в древности были святыни (например, Звеннгора в Медобарах), в захоронениях, а также жилищах.

Писанкарством испокон веков занимались только женщины, но с развитием промыслов оно распространилось и среди мужчин. Известно немало различных способов росписи писанок. Одним из древнейших приемов, дошедший до нас, является роспись керамических писанок в Киивськии! Движении И Иа покрытую желтой глазурью поверхность писанки наносят бесконечные горизонтальные линии зеленой глазурью. Пока зеленая полива еще не высохла, от полюса до полюса писанки проводят вертикальные линии то вверх, то

Символические знаки на украинском писанках - Тригвер, сварги, Древа Жизни, безкинечники, звезды, птицы и др.

вниз. Таким образом, горизонтальные линии еще сырой краски, растягиваясь, превращаются в фигурные скобки, похожие на ветку дерева. По мнению многих исследователей, такой прием нигде, кроме Киевской Руси, не применялся. Интересно, что этот узор бытует и сейчас на Киевщине и Черниговщине. Он называется "сосна", однако технология росписи иная, поскольку его делают на настоящем, а не на керамическом яйце.

Принадлежности писанок на настоящем (сыром) яйце необходимо специальное писанок (писало), которым можно провести топку линию. Обмакивают его в растопленный воск горящей свечи, наносят несколько первых линий, по замыслу должны быть белыми. После их застывания яйцо красят в светлые цвета (преимущественно желтый). Когда этот слой краски высохнет, наносят другой слой воска, закрывая места, которые должны остаться желтыми. После этого красят красным. Далее закрашивают воском те места, которые должны быть красными. Последний цвет, конечно, темный. Итак, повторяя эту процедуру, можно получить несколько цветов. Расписанную таким образом писанку очищают от воска путем нагревания над огнем и вытирания полотняной тканью. Песенка готова ии светится всеми цветами, которые предоставила ей мастерица. Эти писанки-обереги не нужно выдувать перед росписью, как это сейчас делают ради "бизнеса". Следует помнить, что обрядовое значение яйца - воскресенье наших Предков, сохранения Рода. А какую символику несет пустая писанка, пожалуй, понятно и без слов.

Другое назначение обрядовой яйца. Яйца, как правило, красят в один цвет. Они бывают вареные или запеченные ии потребляются па Пасху как священное причастие, свидетельствуя нашу принадлежность к украинскому роду. Писанки же, изготовленные на сыром яйце, могут храниться в течение года как обереги с определенной магической целью. Разбитые писанки, как и скорлупу с потребленных яиц, не выбрасывают, а закапывают в землю на поле или огороде для лучшей плодородия фунту ".

Деревянные писанки бывают как резные, инкрустированные, так и расписаны масляными красками. Производством таких сувенирных писанок сейчас занимаются фабрики художественной обработки дерева, а также народные мастера во многих регионах Украины.

Кроме названных ремесел и промыслов, в Украине бытует обработка камня, рога и кости, кожи и меха. Распространено также плетение изделий из бисера (украшений), плетение из соломки, различные виды вышивки, кружева, художественного плетения (вязание) и др.

Эти ремесла издавна существовали как вспомогательные виды хозяйственной деятельности, которые давали возможность не только поддерживать материальный уровень семьи, но и развивали эстетический вкус, производили извечный тяга к красоте, столь характерный для всей жизни и быта украинского.

Должны сохранить народные традиции, выработанные Украинский протяжении тысячелетий, чтобы наши потомки не потеряли то тяга к красоте и совершенству, который вдохновлял наших предков. Народные художественные изделия сохраняют энергию нации, поэтому не следует забывать, что какие бы новые художественные ценности не создали художники-профессионалы, народная художественная традиция остается неисчерпаемым источником, питать сердца и души людей вечно.

Народные промыслы Украины
(Информация предоставлена Головановой Галиной Антоновной – Нижегородское общество украинской культуры «Джерело», член правления, зам. председателя регионального отделения КУР),

Народные художественные промыслы в Украине являются неотъемлемой составляющей украинской культуры, они вобрали у себя черты, присущие отдельным этнографическим регионам страны. Из поколения в поколение передавались тайны технического и технологического мастерства, совершенствовались приемы обработки природных материалов. На протяжении веков мастера создавали вещи, необходимые людям в быту. Лучшие из них мы называем теперь произведениями народного искусства.

В ряде населенных пунктов (Опишня, Решетиловка, Косел, Богуслав, Гавареччина, Петриковка, Дихтяри, Глиняни, Клембивка и другие) существовали школы традиционного народного искусства.

Под воздействием климатических, естественных условий, особенностей быта украинцев, свойств местного сырья и исторических факторов в каждом этнографическом регионе Украины производили локальные предметы художественной образности, орнаментики, формотворення.

И тем не менее, в народных промыслах Украины много общего с другими славянскими народами. Как и в Беларуси, России, так и в Украине было развито:

Гончарство – один из найдревнейших видов народного ремесла. Технология гончарного производства сложная и длительная. Для украинских гончарных изделий характерна глубокая традиционность, пластичная виразительность, народна декоративность и простота, которая придает самобытному искусству национальный колорит. В настоящее время керамические промыслы существуют во многих городах и селах Украины (Виннице, Коломые, Косове, Мукачеве, Одессе и других городах и селах Украины).

В ХVIII ст. в Украине распространился один из видов керамики – майолика. Майоликовые изделия из цветной глины, расптсанные в народном стил, и ныне украшают жилища современных украинцев.

Серед керамических изделий миски, полумиски, глечики (крынки), горшочки макитры, барыла и др.

Кузнечное дело . О розвитии этого ремесла свидетельствуют археологические находки на територии Украины. Корни кузнечного ремесла уходят до пятитысячных глубин прошлого. Руду в давние времена добывали из болотных руд, которых было много в долинах рек, особенно в Поднипровье. Приеомы обработки металла – кувка, сварка, термическая обработка. На Киевской Русі существовало более 16 кузнечных ремесел, ассортимент изделий из железа и стали тоже был чрезвычайно широк. Это оружие, орудия производства, ремесленнические инструменты, конская збруя, предметы домашнего обихода, украшения и элементи одежды.

Мастера Львова, Ивано-Франковска, Черновцов, Ужгорода продолжают традиции старых кузнечных ремесел в своих декоративных решетках, подсвечниках и тому подобном.

Ткачество – самое древнее ремесло, которым занимались украинские женщины. Ткани изготовляли сначала для собственного потребления, но уже с ІХ-Х ст. это домашнее ремесло переросло в промысел, который удовлетворял потребности городского населения. С возникновением промышленного изготовления ткани домашние ткацькие ремесла постепенно пришли в упадок.

Ткачество как ремесло было распространено на всех землях Украини со времен Киевськой Руси. С появлением мануфактур и фабрик опять сосредоточилось в селах как кустарный промысел.

Оброботка кожи - это одно из найдревнейших занятий украинцев. Достаточно высокого розвития техника и технология обробоки шкур животных достигла еще в дренерусский период.

Гутництво – изготовление изделий из стекла – было известно в Украине более тысячи лет. Точное время его возникновения не установлено, но в скифских захоронениях уже находят бусы из стекла. Название промисла происходит лт слова “гута”, что означает стекловарную печь. Гутництво было широко распространено на территории Полесья. Гутники изготовляли столовую, кухонную, аптечную посуду.

Ковроделие – такое древнее направление ручного ткачества, что археологи находят остатки ковровых изделий в скифских поселениях. Известные центры украинського ковроделия: Подилля, Волынь, Полтавщина, Киевщина, Черниговщина. Нине традиционным ковроделием в Украинеі занимаються 24 фабрики и художественные мастерские.

Деревообработка, резьба по дереву . С древних времен из дерева изготавливали посуду, орудия труда, лодки, предметы быта и т.д. Техника обработки дерева очень разнообразная. Самая тонкая работа – резьба. Художественная обработка дерева известна со времен Киевской Руси.

К работе сдеревом можна отнести и лозоплетение, которое особенно распространено на Полесье и Западной Украине.

Оброботка металлов . Бронзоплавильное производство в Украине известно с с IV-II тисячелетия до н.э.).

Писанкарство . Уникальним украинским искусством, связаним одновременно и с веруванниями, мифологией, и с обрядами, является писанкарство, т.е. расписывание яиц с помощью различных техник. Еще не так давно писанки изготовлялись специально на продажу, так как умением писать писанки владела далеко не каждая хоэяйка. Постепенно настоящие домашние писанки витеснили сувениры - деревяные, керамические. Но в некоторых регионах Запалной Украини еще до сих пор можна заказать писанки у мастрицы-писанкарки. Символіка писанки чрезвичайно глубока и в тоже время проста. Яйцо – символ солнца, весеннего возрождения природы.

Обработка камня.

Роспись . Село Петриковка в Днепропетровской области - одно из немногих, где бережно хранят традиции древних народных промыслов. Знаменитая петриковская роспись давно стала визитной карточкой Украины. В Канаде даже издано пособие по этому виду искусства.

Своеобразный орнамент Петриковки имел давние традиции, свой пластический язык, технику и свой арсенал художественных образов. Из поколения в поколение передавались традиции росписи, самобытного, преимущественно растительного орнамента, который впоследствии все более совершенствовался. Бытовые вещи с петриковской росписью, которые находятся в музеях, относятся к ХУШ-ХІХ столетиям. Сам же орнамент ведет начало от старинной традиционной орнаментики, которая широко применялась в быте запорожцев, украшая жилья, начинку и оружие.
Современный петриковский орнамент характеризуется, прежде всего, как растительный, преимущественно цветочный. Для петриковсих орнаменталистов характерные чрезвычайно точный глазомер и удивительная ловкость руки - все мастера рисуют без предварительно намеченного контура, не пользуясь ни одним измерительным инструментом. Виртуозность выполнения достигается письмом с помощью тоненькой кисточки из кошачьей шерсти. Кроме кисти, Петриковские мастера применяют стебли, щепочки, а ягоды и некоторые цветы рисуют просто пальцем.

Вышивка . Украинский дом украшали рушниками, дерюгами, коврами. Пол посыпали ароматными травами, чтобы веяло уютом, пахло свежестью.

Народный символ Украины, национальный оберег - рушник. Рушник - это символ согласия, любви, красоты, счастливой судьбы, надежды, защиты от злых сил. Каждое жилье украшали рушники, вышитые руками хозяйки, или еще такие, которые достались ей в наследство от матери и бабушки. Рушники не только украшали жилье, их также вешали над дверями и окнами, чтобы никакое зло не проникло в дом. Хорошо украшенный рушник висел на колышке возле крыльца, им вытирали руки и посуду, накрывали кадку с тестом, испеченные паляницы, с ним ходили доить корову, начинали обжинки - рушник сопровождал человека везде. В каждом регионе Украины рушники имеют свои характерные признаки. На Киевщине, Черниговщине преобладает растительный узор красного, синего и черного цветов, для Западной Украины характерен геометрический узор с яркими красками.

Кто из нас не любит красивую посуду с самобытным дизайном! Особенно если она сделана руками мастеров, знающих традиции от деда-прадеда. Гончар - профессия древняя, и в Украине это ремесло было распространено во всех регионах, так как наша страна может похвастаться залежами различной глины, используемой для производства керамической посуды и всевозможных безделушек.

И сейчас живы традиции славных гончаров. Сегодня мы расскажем о них в нашем обзоре: где можно посмотреть, как делают посуду на гончарном круге, попробовать себя в этом ремесле и купить интересные изделия и милые безделушки из глины.

История гончарства: до и после гончарного круга

Гончарство - древнее ремесло, и возникло оно еще в эпоху неолита. Развивалось там, где было сырье для промысла - глина, и территория Украины для этого как раз благодатный край.

Особого расцвета гончарство в Украине достигло в эпоху трипольской культуры. Сначала глиняные изделия лепили вручную и обжигали на открытом огне или в обычных печах. Все кардинально изменилось после изобретения гончарного круга.

Грубая ручная работа преобразилась, развилось ремесло гончаров, которое совершенствовалось от столетия к столетию, став настоящим искусством. Люди научились делать много изделий из глины, это не только посуда, но и различные сувениры, украшения, игрушки, кафель (или, как говорили раньше, изразцы).

«Не боги горшки обжигают», - гласит народная пословица. Но на самом деле ремесло гончара - не из простых, и чтобы создавать красоту из обычной глины, нужно годами кропотливо трудиться, совершенствуя мастерство.

Источник фото: ufest.in.ua.

Есть у керамистов и особые секреты. Начинаются они с заготовки глины. Еще издавна, добыв ее на глинище, оставляли «дозревать», перемешивая лопатой и поливая водой, чтобы она стала пластичной. Считается, что некоторые виды глины нужно держать на открытом воздухе год-два до использования, так улучшаются свойства. А глину для фарфора выдерживали в специальных ямах десятки лет.

Познакомиться с традициями гончарства в Украине и других декоративно-прикладных искусств можно, не выезжая из столицы - в , известного деятеля искусств и коллекционера.

Как наносят рисунок

Гончарные изделия могут быть натурального цвета, а для украшения до обжига наносится ангоб - покрытие из жидкой глины. Ангобы бывают в природе разных цветов. Также в глину могли добавляться красители. По ангобу можно наносить рельефный рисунок. Характерными украшениями являются полоски, жгуты различной формы.

Источник фото: esu.com.ua.

Кроме того, применялись различные техники:

  • глянцевание (лощение) - по сухому черепку;
  • рожкование - нанесение ангоба струйкой на готовое изделие с помощью специального рожка, затем мастера заменили его на резиновую грушу;
  • рихтование - процарапывание узоров;
  • фляндрование - с помощью острого предмета соединялись три или четыре разноцветных ленты ангоба, в готовом изделии они были похожи на звезды.

Другая технология нанесения узора - глазурь . Ее наносят на уже высушенное изделие.

Традиции гончарства в Украине

На сегодняшний день гончарство, как и другие кустарные промыслы, несколько отошло в прошлое. Но все же в регионах, где оно было распространено, и сейчас есть продолжатели традиций. Сегодня это скорее искусство, чем промысел.

Каждый регион гончарства в Украине имел характерную технику и отличительные черты , по которым можно было определить происхождение того или иного изделия. И сейчас мы попытаемся разобраться в этих особенностях.

Опошня - гончарная столица

Село Опошня на Полтавщине недаром считается столицей гончарства в Украине, ведь издавна мастера-умельцы прославили этот край. Знаменитая опошнянская посуда была тонкостенной. Для нее характерна двух- или трехцветная роспись в виде черточек, кривулин, точечек и тому подобного. Опошня славилась также глиняной декоративной скульптурой и детской игрушкой.

Источник фото: ceramiko.livejournal.com.

Современные мастера наносят на изделия растительный орнамент, обычно крупный. Цветы похожи на те, которые характерны для росписи стен у украинцев. Узоры обычно светло-желтые, выполненные на белом, красно-коричневом или зеленом фоне.

По данным исследователей, именно Полтавщина более 100 лет лидировала в гончарстве, а также в изучении этого ремесла. Изделия местных мастеров еще с конца 19 века стали пользоваться успехом в Европе, у коллекционеров.

Еще в 1894 году в Опошне было открыто первое на левобережье Украины профильное учебное заведение - Земская образцовая гончарная мастерская. Полтавец Яков Рыженко первым защитил научную диссертацию по керамологии в 1929 году.

Опошня - интересный туристический объект, он находится как раз посередине маршрута по гоголевским местам, между Великими Сорочинцами и Диканькой. Здесь прекрасная природа, приветливые люди, развивается экологический туризм. И сегодня вы получите несказанное удовольствие от богатой коллекции музея и живого общения с современными гончарами.

Источник фото: travel-guide.at.ua.

Именно в Опошне сегодня находится и научное учреждение по изучению традиций и техники ремесла - Институт гончарства и керамологии при Национальной академии наук Украины. Возглавляет его Олесь Пошивайло, продолжатель известной династии гончаров. В экскурсионных маршрутах Опошни - посещение мемориального музея-усадьбы семьи Пошивайло, Мемориальный .

Роспись Явдохи Пошивайло, экспонат музея-усадьбы семьи. Источник фото: prostir.museum.

Стал уже традиционным Национальный фестиваль «Гончарный сдвиг», на который съезжаются мастера со всей Украины.

Источник фото: telegraf.in.ua.

Также традициями гончарства известно село Хомутец на Полтавщине.

Подольские гончары

На Подолье известными центрами гончарства были Бубновка (Винницкая область), Дыбинцы, Ирпень (Киевская область) и другие.

Отличительные черты подольской керамики - огненно-красный фон и пышные оригинальные орнаменты: цветы, гроздья винограда, ветви с плодами.

Источник фото: vinceramics.inf.ua.

Характерной для бубновской керамики было изготовление огромных горшков «для борщей». Также здесь изготавливали расписную посуду, игрушки - баранчиков, лошадок, гусочек, фигурки людей.

Источник фото: kraina-ua.com.

В Бубновке и сейчас есть современные мастера - продолжатели традиций предков. В селе создан музей-усадьба гончаров братьев Герасименко.

А в Виннице работает мемориальный в основе экспозиции - керамические изделия из творческого наследия мастера.

Если говорить о современных Дыбинцах, то сегодня здесь развивается экотуризм, а в качестве развлечения гостям предлагают пройти мастер-класс по гончарству.

Гончарство на Черниговщине

Черниговщина издавна была гончарским регионом. В 17 веке для изделий этого края были характерны украшения в виде геометрических орнаментов, в 18 веке местные гончары прославились белой глазированной посудой, которая напоминала фаянсовую. На белую глазурь наносилась роспись. А некоторые мастера использовали для украшения специфическую технику брызг и подтеков.

Славилась Черниговщина и своим кафельным промыслом, достигшим расцвета в 18 веке и расширившимся на Полтавщину и Слобожанщину. Центрами гончарства на Черниговщине были Ичня, Городня, Короп, Нежин, Олешня, Шатрищи.

Гончарство Полесья

Для изделий Полесья (нынешние Житомирская, Волынская, Ровненская области) были характерны барочные орнаменты. Традиционно в первой половине 19 века здесь изготовляли различные кринки, макитры, миски и тарелки, вазоны.

Отличительными чертами керамики Волыни были серый, черный, сине-черный цвета - так называемые «сиваки». И узоры в виде сосенок, столбиков, елок, клеток. А также темная дымленая керамика.

Источник фото: 3.bp.blogspot.com.

Один из самых известных гончарных центров на Волыни - село Ракита. Раньше гончары здесь были «через хату» - то есть ремеслом занимался фактически каждый второй. Характерными были кринки приземистой формы с тонкими ушками.

На Полесье активно развивалась и строительная керамика. Интересно, что в своды храмов стали вмуровывать удлиненные глиняные горшки - для улучшения акустики. Например, Дмитровская церковь и во Владимире-Волынском.

Гончарство на Гуцульщине

Самым известным гончарским центром на Гуцульщине был и остается Косов. Здешние мастера создали высокохудожественную технику гравированной росписи, изразцы оригинальной формы для отделки печей, светильники, расписные миски и много других оригинальных изделий. Кафельные печи, изготовленные в Косове, охотно ставили в Румынии, Венгрии . Поражает разнообразие рисунков: от стилизованных растительных орнаментов до изображений животных, людей и целых бытовых сценок.

Источник фото: svitppt.com.ua.

Керамические изделия делали с использованием уникальной техники гравировки - расписывали покрытые белой глиной и подсушенные изделия. После первого обжига в гончарной печи изделие расписывали зеленой, коричневой, желтой, реже синей красками (белой глазури в Косове не было, только белый ангоб - до обжига). Изделие покрывали прозрачной глазурью и выжигали вторично. Такая техника является единственной в мире. На сегодняшний день популярны как традиционные растительные орнаменты, так и изображения сценок из жизни гуцулов.

Источник фото: etnoxata.com.ua.

А в селе Кобольчин Сокирянского района открыт районный музей гончарства. В коллекции более тысячи экспонатов, работает гончарная мастерская.

Где научиться гончарному мастерству и купить керамику

В художественных салонах вы обязательно найдете полки с керамическими сувенирами и посудой. Но чтобы купить оригинальные изделия известных современных мастеров, стоит посетить специализированные выставки. Как уже сказано, ежегодно в Опошне проходит фестиваль. Уже известно, что «Сдвиг-2017» будет проходить с 26 июня по 2 июля. Здесь вы, конечно же, сможете посетить мастер-классы и купить керамику не только опошнянских мастеров, но и гончаров из других регионов.

А если хотите поучиться более серьезно, и у вас есть на это время, Опошня предлагает стать участником летней академии гончарства с 12 июня по 2 июля. Обучение платное. Мастер-класс по гончарству предлагают и в усадьбе «Старый хутор». .

Источник фото: opishne-museum.gov.ua.

Кстати, на Полтавщине работает специализированное высшее учебное заведение - Миргородский художественно-промышленный колледж имени Гоголя, ведущий свою историю с 1895 года (ранее - керамический техникум).

Также купить оригинальные гончарные изделия и не только можно на - ежегодном фестивале, который проходит в Великих Сорочинцах, воспетых Гоголем.

Оригинальные изделия гуцульских мастеров вы сможете купить на уникальном - так что, если путешествуете по Буковине, не забудьте его посетить.

Источник фото: vsitury.com.ua.

Творческие мастерские народных умельцев этого края приглашают на мастер-классы.

Основательно обучают гончарному искусству в Косовском институте декоративного прикладного искусства Львовской академии искусств.

В Киеве школа гончарства работает на территории , а также в . На сегодняшний день можно найти немало предложений по обучению древнему ремеслу гончара.

Творить красоту - это здорово, и никогда не поздно открыть в себе талант. Или начать собирать домашнюю коллекцию керамики, которая, возможно, станет фамильным достоянием вашей семьи.



Поделиться