Что собой представляет саморегулируемая организация арбитражных управляющих? Как создать СРО? Законы и требования Как выбрать СРО арбитражных управляющих

При самостоятельном сборе документов и люди сталкиваются с проблемой выбора СРО (саморегулируемой организации), из числа членов которой должен быть утвержден .

В заявлении о банкротстве физического лица обязательно должен быть указан адрес и наименование саморегулируемой организации, иначе Арбитражный суд «не даст заявлению ход», оставив его без движений.

Перечень СРО арбитражных управляющих можно найти на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве физических лиц по ссылке . На данный момент в России чуть более 60 саморегулируемых организаций арбитражных (финансовых) управляющих. Но с учетом изменений Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», их число полагаем уменьшится в 2017-2018 годах. Причина – ужесточение требований к компенсационному фонду СРО. С учетом последних поправок в законе, он должен составить с 2017 года – 50, а с 2018 года – 200 миллионов рублей. У многих СРО эти показатели сильно не дотягивают до указанных значений. Поэтому СРО будут объединяться, или закрываться.

Получить бесплатную консультацию

«Закрытие» СРО, предоставившего арбитражного (финансового) управляющего для банкротства физлица, чревато для физического лица тем, что финансовый управляющий может «вылететь» из процедуры. А новую кандидатуру сможет утвердить собрание кредиторов. В этом случае банкроту мы не завидуем. Т.к. финансовый управляющий, действующий в интересах кредиторов, может сильно «испортить» жизнь банкроту.

Какую СРО выбрать при банкротстве физических лиц?

Мы рекомендуем при банкротстве физических лиц не выбирать СРО с количеством арбитражных, конкурсных, финансовых управляющих менее 200. А также с размером компенсационного фонда менее 30 миллионов рублей на 2016 год, менее 50 миллионов рублей на 2017 год. Размер компенсационного фонда можно также посмотреть в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве физических лиц (ЕФРСБ), либо на официальном сайте СРО арбитражных управляющих.

  • Союз арбитражных управляющих "Саморегулируемая организация "Северная Столица", Адрес: 194100, Санкт-Петербург, ул. Новолитовская, дом 15, лит. "А";
  • Некоммерческое партнерство "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Меркурий", Адрес: 125047, Российская Федерация, г. Москва, ул. 4-я Тверская-Ямская, д. 2/11, стр. 2.

Причем, абсолютно не важно, из какого города сам должник. К примеру, житель Москвы или Московской области может указать СРО из Санкт-Петербурга или наоборот.

Но даже выбор из рекомендованных нами саморегулируемых организаций арбитражных (финансовых) управляющих не дает гарантий, что Вам предоставят финансового управляющего. Если Вам нужны назначения «лояльного» финансового управляющего для , то рекомендуем обратить внимание на услуги наших антикризисных центров «Долгам.НЕТ» по и .

Мы берем на себя все «вопросы» в процедуре банкротства физических лиц и даем гарантию успешного результата. Вам не нужно заниматься поисками финансового управляющего, СРО; если Вы доверите свое банкротство «Долгам.НЕТ».

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Статус саморегулируемой организации арбитражных управляющих приобретается некоммерческой организацией с даты включения сведений о некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

За включение некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

2. Основанием для включения сведений о некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих является выполнение ею следующих обязательных требований:

соответствие не менее чем ста ее членов условиям членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих, утвержденным саморегулируемой организацией;

участие ее членов не менее чем в ста (в совокупности) процедурах, применяемых в делах о банкротстве (в том числе не завершенных на дату включения в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих), за исключением процедур, применяемых в делах о банкротстве к отсутствующим должникам;

наличие компенсационного фонда, сформированного в размере и в порядке, которые установлены статьей 25.1 настоящего Федерального закона;

наличие разработанных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и являющихся обязательными для выполнения членами саморегулируемой организации арбитражных управляющих стандартов и правил профессиональной деятельности арбитражных управляющих;

создание органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации арбитражных управляющих, функции и компетенция которых соответствуют требованиям, предусмотренным статьей 21.1 настоящего Федерального закона.

3. Ликвидация некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации арбитражных управляющих, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

В состав ликвидационной комиссии некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации арбитражных управляющих, включается представитель национального объединения саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

4. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих может быть реорганизована только в форме слияния двух и более саморегулируемых организаций арбитражных управляющих или в форме присоединения одной саморегулируемой организации арбитражных управляющих к другой саморегулируемой организации арбитражных управляющих в

Как создать СРО (саморегулируемую организацию), как зарегистрировать СРО, какие документы необходимы для регистрации СРО, каков порядок создания и регистрации СРО - эти вопросы становятся очень актуальными в настоящее время.

Как создать (зарегистрировать) СРО в Вашей сфере деятельности?

Саморегулируемая организация (СРО) создается для разработки и установления стандартов и правил деятельности, а также для контроля за соблюдением требований указанных стандартов и правил, условий членства ее членами .

Для создания (регистрации) СРО необходимо пройти путь от создания некоммерческой корпоративной организации (НКО) до получения НКО статуса СРО. Мы разделили этот процесс на три этапа:

Этап I. Создание (регистрация) НКО в форме ассоциации (союза) под будущую СРО.

С 1 сентября 2014 года СРО создаются только в организационно-правовой форме . В соответствии с положениями ст. 123.8 ГК РФ ассоциацией (союзом) признается объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей. Регистрация НКО относится к компетенции Министерства юстиции РФ и осуществляется территориальным управлением юстиции Субъекта Федерации РФ (по месту нахождения НКО).

Почему НКО изначально создается ? В зависимости от сферы предпринимательской или профессиональной деятельности и специфики решений, принимаемых органами управления СРО, необходимо сразу подготавливать исходя из конкретных целей и задач будущей СРО.

Этап II. Подготовка НКО к получению статуса СРО.

Как правило, НКО создаются несколькими учредителями. Законом же установлены требования по минимальному количеству членов (подробнее см. ниже). Понятно, что для того, чтобы соответствовать набору требований к СРО НКО нужно постепенно учиться жить и работать в формате, установленном для СРО.

Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» содержит ряд требований, которым должна соответствовать СРО. Минимальные требования (для получения статуса СРО) указаны в ст. 3 ФЗ «О саморегулируемых организациях» и заключаются в следующем:

- объединение в составе некоммерческой организации (НКО) не менее 25 членов - субъектов предпринимательской деятельности или не менее 100 членов - субъектов профессиональной деятельности определенного вида (федеральными законами предпринимательской или профессиональной деятельности по количеству членов может быть установлен больший минимальный предел членства);

Наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для всех членов НКО;

Обеспечение НКО дополнительной имущественной ответственности ее членов перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) путем формирования компенсационного фонда НКО или индивидуального/коллективного страхования гражданской ответственности членов НКО.

Кроме того, для осуществления деятельности в качестве СРО НКО должны быть созданы специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами СРО требований стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности и рассмотрение дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных внутренними документами СРО.

У СРО помимо обязательных требований есть и дополнительные. К примеру, у СРО должен быть сайт в сети "Интернет", на котором должна отображаться установленная ст. 7 ФЗ «О саморегулируемых организациях» информация. Эту необходимость из числа обязанностей можно превратить в конкуретное преимущество. Как указано выше, одной из задач для соответствия НКО формату СРО является вступление в НКО определенного количества членов. В этих целях можно наполнить сайт НКО информацией о преимуществах СРО в целях стимуляции вступления в него новых членов: размещение стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности членов СРО, выполнения их членами СРО, наличия механизма возмещения ущерба, причиненного членами СРО потребителям, посредством страхования коллективной или индивидуальной гражданской ответственности в значительном размере, работой в направлении лоббирования интересов СРО на государственном уровне и т.д.

Также для получения НКО статуса СРО необходимо утвердить ряд внутренних положений, определяющих специфику деятельности СРО:

Устанавливающих способы обеспечения имущественной ответственности за вред, причиненный членами СРО потребителям их товаров (работ, услуг) - компенсационный фонд/страхование ответственности членов СРО;

Регулирующих деятельность специализированных органах НКО: контроля (за соблюдением членами правил и стандартов) и дисциплинарного (налагающего меры дисциплинарного воздействия на членов СРО за различные нарушения);

Касающихся публичности деятельности СРО и ее членов.

Создание СРО всегда штучный продукт. Поэтому в каждом случае (даже если СРО обязательное) необходимо разрабатывать внутренние документы СРО с учетом пожеланий ее учредителей (членов).

На весь процесс подготовки НКО к получению статуса СРО может понадобиться от двух до нескольких месяцев совместной работы.

Этап III. Получение статуса СРО (внесение в государственный реестр СРО сведений о НКО).

Законодательством РФ оказание услуг и выполнение работ в ряде сфер предпринимательской (юрлица и ИП) или профессиональной (физлица) деятельности, а именно:

- аудиторская деятельность (ведет реестр СРО и осуществляет государственный надзор Министерство финансов);

- энергетическое обследование (энергоаудиторы) (ведет реестр СРО и осуществляет государственный надзор Министерство энергетики);

- деятельность ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов (ведет реестр СРО и осуществляет государственный надзор Министерство сельского хозяйства);

- деятельность , брокеров, дилеров, управляющих, регистраторов, акционерных инвестиционных фондов и управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, специализированных депозитариев, негосударственных пенсионных фондов, страховых организаций, страховых брокеров, обществ взаимного страхования; жилищных накопительных кооперативов, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, форекс-дилеров и актуариев (ведет реестр СРО и осуществляет государственный надзор Центральный банк);

- организаторы азартных игр в букмекерских конторах и в тотализаторах (ведет реестр СРО и осуществляет государственный надзор Федеральная.налоговая служба).

разрешено только при условии вступления участника предпринимательской деятельности (Примечание. У СРО медиаторов и микрофинансовых организаций особый статус - создаются добровольно, но включением в реестр СРО и осуществлением государственного надзора за деятельностью СРО занимается Росреестр и Центральный банк соответственно).

Соответственно, внесение в государственный реестр СРО сведений о НКО в зависимости от осуществляется соответствующим государственным надзорным органом.

Функционирование НКО в формате СРО создает для членов НКО ряд конкурентных преимуществ, благодаря чему они занимают привилегированное положение в тех сегментах рынка, на которых осуществляется реализация производимых ими товаров (работ, услуг). По этой причине статус СРО на добровольной основе стремятся приобрести хозяйствующие субъекты, объединенные в НКО, осуществляющие виды деятельности, для которых законодательством РФ не предусмотрено обязательное членство в СРО. В настоящее время СРО созданы или создаются для функционирования в следующих видах деятельности:

Управляющие компании в ЖКХ (управление многоквартирными домами, жилым и нежилым недвижимым имуществом);

Деятельность в области проектирования и производства оборудования, оказания услуг по монтажу и демонтажу подъемных сооружений: лифтов, эскалаторов, траволаторов, канатных дорог, фуникулеров, платформ подъемных для инвалидов, систем диспетчерского контроля и телеавтоматики;

Деятельность в области промышленной безопасности: диагностика, испытания, сертификация, оценка соответствия, рисков, проведение экспертиз;

Деятельность в области косметологии;

Выполнение работ по техническому обслуживанию медицинской техники, ее ремонту и монтажу;

Перевозка пассажиров и грузов автомобильным транспортом;

Ритуальные услуги;

Обращение с отходами;

Клининг и техническая эксплуатация зданий;

Коллекторская деятельность;

Деятельность патентных поверенных;

Услуги салонов красоты;

Туристская деятельность (объединение агентов);

Саморегулируемая организация арбитражных управляющих (СРО) представляет собой некоммерческую компанию, участники которой имеют статус арбитражных управляющих. Информация о ней должна быть внесена в . Только в этом случае деятельность будет признана легальной.

В общем, это некоммерческие организации, которые приобретают публично-правовой статус с момента внесения сведений о них в росреестр.

Общие нюансы, правовое регулирование

Основные признаки таких компаний:

  • некоммерческий характер деятельности;
  • базируется на членстве;
  • включена в единый государственный реестр, их полный список можно посмотреть на официальном сайте ;
  • цель создания – регулирование и обеспечение работы ее участников.

СРО – это несамостоятельная организационно-правовая форма . Она регистрируется как некоммерческое партнерство.

Следующие нормативно-правовые акты регулируют порядок работы данной организации:

Применительно к СРО арбитражных управляющих наиболее полное регулирование производится ФЗ №127. Именно в нем закреплены особенности данной разновидности некоммерческих партнерств. Так, в ст. 2 представлено определение, в ст. 21-26.1 – нюансы работы.

Информация о подобных компаниях представлена на следующем видео:

Функции, права и цели деятельности

Можно определить следующие ключевые цели функционирования рассматриваемых СРО:

  • объединение арбитражных управляющих для надзора за их работой;
  • улучшение качества услуг, которые оказывают участники СРО;
  • представление необходимых сведений участникам.

Что касается функций, то они будут идентичны тем, которые действуют для прочих СРО. Законодатель утвердил их в ст. 6 ФЗ №315 :

  • разработка и закрепление условий членства в СРО субъектов профессиональной деятельности;
  • применение мер ответственности к тем участникам, которые нарушили внутренние акты, принятые партнерством;
  • анализ результатов деятельности своих членов на основе тех отчетов, которые они предоставляют в порядке, утвержденном уставом;
  • представление интересов своих участников при взаимодействии с органами власти федерального, регионального или местного значения;
  • обучение, аттестация своих членов, если иное не утверждено в актах законодателя;
  • публикация в открытых источниках информации о деятельности своих членов;
  • контроль за выполнением правил и стандартов, а также условий членства в СРО;
  • рассмотрение жалоб, которые поступают на участников и касаются нарушения правил, стандартов или условий членства;
  • ведение реестра членов СРО;
  • создание компенсационного фонда для обеспечения ответственности по возмещению затрат, связанных с действиями участников.

Для реализации данных функций саморегулирующая организация наделяется правами (ст. 22 ФЗ №127):

  • представлять интересы своих членов в органах власти разного уровня;
  • подавать жалобы на действие или бездействие госслужащих, а также на любые документы, которые не соответствуют интересам ее членов;
  • участвовать в обсуждении проектов нормативно-правовых документов, госпрограмм, которые затрагивают интересы ее участников;
  • запрашивать в госорганах сведения, которые нужны для реализации функций, возложенных на СРО;
  • быть истцом в суде при рассмотрении дел о защите прав и интересов участников партнерства;
  • представлять ходатайства об отстранении или исключении членов СРО из участия в деле о банкротстве;
  • обжаловать решения суда об отстранении или исключении ее членов из дела о банкротстве.

Условия и основания для включения в реестр

Основания для внесения в реестр СРО определены в ст. 21 ФЗ №217 :

  • не менее 100 участников должны отвечать требованиям членства, принятым данной организацией;
  • члены партнерства должны принять участие в 100 процедурах. Подсчет производится по всем делам, рассмотренным с участием данных арбитражных управляющих. При расчете учитываются и те процедуры, которые не были завершены на момент включения СРО в реестр. В 100 дел не вносятся процедуры, которые проводятся к отсутствующим должникам;
  • сформированный компенсационный фонд по правилам, утвержденным в законе;
  • принятие стандартов и правил СРО, которыми должны руководствоваться в своей работе ее члены;
  • создание органов управления и специальных органов в соответствии со ст. 21.1 данного ФЗ .

Итак, одним из оснований для включения организации в реестр признается соответствие ее членов обязательным требованиям. Данная информация расшифровывается в ст. 20 ФЗ №127 . Чтобы вступить в СРО, арбитражный управляющий должен отвечать следующим требованиям:

  • высшее образование;
  • опыт работы на руководящей должности – не меньше 1 года, стажировка – не менее 2 лет (иные сроки могут быть утверждены СРО);
  • сдача специального экзамена;
  • отсутствие наказания, которое бы стало препятствием для работы в качестве управляющего (дисквалификация, запрет на занятие определённой деятельностью);
  • отсутствие судимости за умышленное деяние;
  • в течение предшествующих 3-х лет управляющий не был исключен из другой СРО по причине нарушения законодательства или стандартов организации;
  • наличие договора страхования ответственности.

Само некоммерческое партнерство может предусмотреть дополнительные требования к своим членам.

Компенсационный фонд – имущество, которое принадлежит СРО . Данные средства имеют целевое назначение. Они используются для компенсации ущерба, который был причинен в результате ненадлежащего выполнения или невыполнения обязанностей одним из участников. Фонд создается за счет членских взносов. Его минимальный размер составляет 20 млн. рублей (200 000 рублей на одного члена).

Как выбрать СРО?

В настоящее время создано и функционирует большое количество подобных партнерств. Арбитражный управляющий, который желает вступить в такую организацию, должен обратить внимание на следующие характеристики:

  • размер компенсационного фонда – если его сумма мала по сравнению с количеством участников, то данное партнерство может в скором времени объявить себя банкротом;
  • год создания. Срок существования – один из показателей эффективности компании;
  • членство в Российском Союзе саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;
  • судебные дела по возмещению ущерба, в которых СРО выступала на стороне ответчика. Следует обратить внимание на количество выигранных дел;
  • другие управляющие, которые уже выступают членами СРО. Ведь все участники некоммерческого партнерства будут нести ответственность за их действия.

Как выбрать СРО арбитражных управляющих?

  • Проверить организацию на наличие ее в Едином Федеральном реестре сведений о банкротстве;
  • Обратить внимание на год создания: чем раньше создано СРО, тем лучше;
  • Уточнить количество действующих членов в организации: чем больше управляющих в организации, тем лучше;
  • Обратить внимание на размер компенсационного фонда.

Функции СРО

Партнеры НЦБ

НБЦ сотрудничает только с проверенными и сертифицированными СРО, входящими в Единый Федеральный реестр сведений о банкротстве.

«НП ПАУ ЦФО»


от 25.11.2011 №0035
Ассоциация "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих Центрального федерального округа". Саморегулируемая организация арбитражных управляющих в Москве.

«НП АУ ОРИОН»

Свидетельство о внесении в реестр
от 25.11.2011 №0035
Некоммерческое партнерство Арбитражных управляющих "ОРИОН" (НП АУ "ОРИОН"). СРО арбитражных управляющих по банкротству физических лиц в Санкт-Петербурге.

«НП МСОАУ "Стратегия"»

Свидетельство о внесении в реестр
от 24.10.2003г. №0015
Некоммерческое партнерство "Межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Стратегия".
  • гарантия соблюдения ее членами законов Российской Федерации, норм и правил профессиональной деятельности арбитражных исполняющих;
  • обеспечение прозрачности деятельности ее членов;
  • содействие повышения профессиональной компетенции ее членов.

Особенности деятельности СРО

Для своих членов СРО регулярно проводят обучение нововведениям законодательства и контролируют уровень их знаний. Крупнейшие СРО арбитражных управляющих в Москве и Санкт-Петербурге созданы, как правило, в начале 2000-х годов. Такие организации требовательнее относятся к уровню подготовки вступающих в них членов и тщательнее следят за их работой. Для создания СРО установлена нижняя граница количества ее членов, которая составляет 100 человек. Организация существует на отчисления ее членов. Из этого следует, что СРО с более значительным сроком деятельности, а значит и с большим количеством членов, финансово устойчивее недавно созданных организаций.

Требования к кандидатам СРО:

  • регистрация в качестве индивидуального предпринимателя;
  • высшее образование;
  • стаж на руководящей должности от 2-х лет;
  • аттестат с теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих;
  • стажировка помощником арбитражного управляющего от 6 месяцев.

Деятельность членов СРО застрахована Договором обязательного страхования ответственности за причинение убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве, и иным лицам в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на арбитражного управляющего обязанностей в деле о банкротстве. Минимальный размер страховой суммы три миллиона рублей в год.

Также страховка осуществляется формированием компенсационного фонда СРО, формирующимся за счет взносов членов и составляющим не менее 50 тысяч рублей на каждого.

Структурные подразделения СРО:

  • по контролю деятельности своих членов;
  • по рассмотрению дел о наложении мер ответственности на членов организации;
  • по отбору кандидатур с представлением их арбитражным судам и утверждению данных лиц для участия в деле о банкротстве.


Поделиться