Роль предпринимательской деятельности в экономике страны. Роль предпринимательской деятельности в экономическом развитии страны. Список использованной литературы

Предпринимательство можно назвать двигателем современной экономики. Даже самое развитое государство не в состоянии охватить все стороны экономической деятельности без поддержки со стороны особого слоя людей, занимающихся созданием и развитием собственных предприятий. Энергичные и активные бизнесмены находят применение своим организаторским способностям в самых разных сферах экономики, заполняя ниши, которые недоступны неповоротливому государственному механизму.

Создавая предприятия по производству материальных благ и оказанию разного рода , предприниматели решают вопросы населения. Большинство рабочих мест создается именно на малых и средних предприятиях. Таким способом закладывается основа для среднего , без которого общество не может стабильно развиваться и процветать.

Предпринимательство формирует в обществе особый слой людей, которые в состоянии самостоятельно, на свой страх и риск решать сложные задачи по управлению хозяйством. По сути своей предпринимательская является своеобразной кузницей естественных лидеров, за которыми идут другие люди. Расширение слоя предпринимателей гарантирует обществу самоуправляемость, при которой большинство насущных экономических вопросов решается без непосредственного участия государства.

Роль предпринимательства в развитии страны

Одна из функций предпринимателя, отражающаяся на экономической жизни страны, состоит в правильной постановке целей, отыскании ресурсов для их достижения и соединении усилий множества людей во имя получения конечного результата, полезного для общества. В развитом государстве власть старается создать все условия для снятия препятствий, мешающих широкому распространению предпринимательской инициативы.

Создавая свое дело, предприниматель должен стремиться развивать у себя перспективное видение проблем экономики конкретного региона и всей страны. Успех в предпринимательской деятельности приходит лишь к тем, кто способен выйти за рамки узкой специализации и готов учиться экономическим знаниям.

Не вызывает удивления, что как на местном уровне, так и на уровне государства в целом предприниматели активно участвуют в работе законодательных и исполнительных органов власти. Опыт предпринимательской деятельности помогает и в управлении государственными структурами. Мнение предпринимателей, знающих специфику хозяйственной деятельности, учитывается при разработке экономических программ развития регионов.

Роль малого бизнеса в экономике развитых стран огромна. В прошлой статье мы сделали попытку дать определение малого бизнеса. Ну а сейчас мне хочется поднять вопрос о месте малого бизнеса в экономике развитых государств. Ведь многие ошибочно считают, что малый бизнес не является двигателем экономики, что только крупные предприятия играют в ней главенствующую роль.

Малый бизнес — неотделимый элемент экономики.

Малый бизнес является неотъемлемым элементом современной рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Во всем мире малое выступает сегодня в качестве одной из движущих сил экономического и научно-технического прогресса и главного работодателя во всех отраслях экономики.

Степень развития малого бизнеса и активности предпринимателей во многом определяет уровень демократизации государства и открытости его экономики. За счёт поддержки малого предпринимательства, государство решает общие проблемы повышения уровня благосостояния населения и увеличения процента среднего класса в государстве (граждан со средним уровнем дохода).

Налоговые поступления от малого бизнеса в значительной степени способствуют пополнению бюджета государств с развитой экономикой. Кроме того, позволяет повысить конкуренцию, экономическую инициативу и активность граждан отдельно взятого государства. Ну а конкуренция, являющаяся основным условием работы малых предприятий в системе с рыночной экономикой, позволяет сдерживать рост цен на товары и услуги, и побуждает предпринимателей постоянно повышать качество продукции и внедрять новые технологии.

Роль малого бизнеса в решении государственных проблем.

Малый бизнес во многом решает в государстве проблемы с безработицей, в странах с развитой рыночной экономикой от 50 до 90% граждан заняты именно в этой сфере. Стоит отметить, что роль малого бизнеса в рыночной экономической системе трудно переоценить, так как, по сути, именно малый бизнес является гарантией существования развитой рыночной экономики.

- сложный и многообразный механизм, развитие его или упадок очень существенно воздействует на экономику любого современного государства. Исторически малое предпринимательство зародилось еще в . Именно малый бизнес лежит в основе появления и развития предпринимательства.

Исторически малый бизнес представлял собой самостоятельную хозяйственную деятельность, ориентированную на локальный рынок товаров и услуг. Его капитал был ограничен, а руководитель и предприниматель обычно совмещались в одном лице. Такие предприятия были независимы от крупного капитала, платили налоги, не нуждались в поддержке государства и не кооперировались между собой. Именно из малого бизнеса, по мере его развития, разделения труда, накопления капитала и роста потребления товаров и услуг, выросли крупные фирмы.

Сферами деятельности малого предпринимательства являлись и являются мелкосерийное или индивидуальное производство товаров, розничная торговля, общественное питание, транспорт, строительство, здравоохранение, сельское хозяйство (фермерство), большая доля сферы услуг и многое другое. Историей доказано, что малый бизнес был и будет в будущем (по крайней мере, ближайшем) основным двигателем рыночной экономической системы.

Малый бизнес приобретает все большую роль в экономике.

Ошибки некоторых государств в огосударствлении малого бизнеса привели и приводят к невосполнимым потерям в экономике и даже к их краху. В настоящее время меняется отношение большинства стран к малому бизнесу: повышается статус малого предпринимательства в экономике, в социально-политической сфере. Ему уделяет достаточно много внимания законотворческие органы и правительства большинства государств. Улучшаются механизмы взаимодействия государства, крупного бизнеса и малого предпринимательства. С другой стороны и малый бизнес, становясь все более весомой частью экономики, приобретает все более устойчивую форму и специфику своего существования. В настоящее время эта специфика выражается в следующем:

1) Малый бизнес является неотъемлемой частью существования современного общества;

2) Не только малый бизнес нуждается в государственной поддержке, а государство нуждается в поддержке малого бизнеса;

3)Малый бизнес - не малый, а равноправный партнер в любом бизнесе;

4)Развитый малый бизнес способствует увеличению среднего класса – самой креативной части общества, обеспечивающей его прогресс;

5)Большой бизнес увеличивает прибыль от роста масштабов производства, малый бизнес увеличивает прибыль за счет роста эффективности;

6)Малый бизнес во многих странах решает вопросы безработицы и стабильности доходов населения, а это гарантия социально политической стабильности в обществе.

7)Налоговые поступления от малого бизнеса составляют значительную долю бюджета всех развитых государств.

8)Малый бизнес решает вопрос расширения ассортимента и увеличения производства товаров и услуг без вложения значительных государственных инвестиций;

9)Малый бизнес решает проблему обслуживания крупных предприятий, изготовляя для них комплектующие изделия, осуществляя ремонт и обслуживание оборудования;

10)Малый бизнес позволяет решать проблему монополизма крупных предприятий, формирует рыночные отношения в экономике;

11)Малый бизнес, благодаря своей доступности для большинства граждан, способствует вовлечению в производство материальных и финансовых сбережений населения;

12)Малый бизнес, благодаря своей гибкости и способности перестраиваться, гораздо устойчивее крупных предприятий к кризисным явлениям в экономике. Именно малый бизнес обеспечивает занятость населения без государственной подпитки в кризисы.

Заключение.

Как видите, малый бизнес перерос период неуважительного отношения к нему. Ведь до сих пор многие обыватели считают малый бизнес несерьезным занятием, снисходительно называя, например, небольшие торговые предприятия лавчонками, магазинчиками. Но во многом благодаря этим лавочкам, мастерским и пр. малым предприятиям государство может платить всевозможные социальные пособия, соблюдать порядок внутри государства и обеспечивать свой авторитет в мире. В дальнейших публикациях рассмотрим в экономике конкретных высокоразвитых государств.

И если Вам, уважаемый читатель, интересна эта тема, пишите свое мнение в комментариях.

Предприниматели играют ключевую роль в рыночной экономике, активируют и стимулируют всю экономическую деятельность.

99% населения могут работать на рабочем месте после того, как оно было создано. Но только 1% населения может создавать эти рабочие места. Этот процент и составляют предприниматели всех уровней.

Чем больше общество вознаграждает и стимулирует предпринимателей, тем выше уровень жизни и процветания. Государство, в котором выше процент предпринимателей, динамично развивается, растет его экономика и уровень жизни населения. При этом государство должно мотивировать и стимулировать предпринимательскую деятельность с помощью экономических и законодательных механизмов.

Предприниматели занимают центральное место в рыночной экономике. Хотя большинство экономистов долгое время считали, что предпринимательство — это незначительная часть экономической деятельности, австрийская школа экономики признала, что предприниматель занимает центральное место в экономике любого государства. Именно энергия, креативностть и мотивация предпринимателя запускают производство новых, часто революционных для своего времени, товаров и услуг.

Так как предприниматель несет ответственность за все риски предприятия в процессе экономической деятельности, он постоянно ищет новые возможности получения прибыли путем удовлетворения еще неудовлетворенных (на рынке нет товаров, которые могут удовлетворить возникающие потребности).

Ключевая особенность мышления успешного предпринимателя – способность интуитивно определять, что новый товар, который он собирается выпустить на рынок, принесет прибыль.

Предприниматель соединяет факторы, необходимые для производства, предложения и продажи товаров и услуг. Он связывает воедино деньги, сырье, производственные мощности, квалифицированную рабочую силу, которые необходимы для производства.

Предприниматель рискует своими деньгами, инвестируя их в производство товара, который, по его мнению, должен принести ему прибыль. Для стимулирования продаж он организует систему продаж и .

Предприниматель должен быть оптимистически настроен и ориентирован в будущее. Он должен верить, что может преуспеть, и готов рисковать своими ресурсами в погоне за прибылью. На кону находятся его деньги и собственное «Я», поэтому он должен быть упорным и решительно настроенным на успех.

Предприниматель должен быть легким на подъем и готовым внедрять множество разных стратегий в поисках самой оптимальной и прибыльной. Он должен быть гибким, готовым быстро реагировать на изменения на рынке и внедрять новые технологии.

Предприниматель должен уметь успешно продавать в условиях конкуренции, создавая и продвигая . Он должен постоянно находиться в поиске новых идей, и предлагать свои товары и услуги так, чтобы они казались более привлекательными, чем все остальные, представленные на рынке.

Предприниматель должен фокусироваться на продаже своих товаров и услуг в условиях конкуренции и динамично меняющихся рынков. Он должен быть специалистом в области решения проблем и постоянно находиться в поиске возможностей преодоления препятствий, возникающих на пути.

Предприниматель должен быть законопослушным, соблюдать действующее законодательство, приобретать лицензии, необходимые для осуществления деятельности.

Предприниматель организует необходимые для успешного функционирования бизнеса процессы и системы. Он должен хорошо ориентироваться в финансовых аспектах бизнеса, постоянно фокусироваться на продажах, денежных потоках и получении прибыли.

Экономический успех государства – это результат деятельности предпринимателей. Именно предприниматели создают рабочие места, обеспечивают процветание и доход государства, поэтому им нужно обеспечивать оптимальные условия для работы.

В экономике многие явления и события недоступны для понимания подавляющему большинству, которое не знает, зачем нужен бизнес и как он развивается. Но что важнее, большинство граждан страны не хотят знать, каким образом регулируется сама денежная система. Отчасти это можно понять, определившись, какова роль предпринимательства в развитии экономики. Во-первых, оно заключается в возможности предоставить некие дефицитные услуги или товары. Во-вторых, упрощает доступ к ним, улучшая условия жизни гражданам. В-третьих, напрямую участвует в регулировании экономики государства, обеспечивая вклад в ВВП и балансируя уровень инфляции.

Но когда в экономике возникает кризис, именно предпринимательство затягивает на нем петлю, особенно если рыночную экономику в определенной стране построить до конца не удалось. Судить о том, какова роль предпринимательства в развитии экономики, однозначно нельзя, но можно сказать, что оно формирует сбалансированный рынок. И именно такие крайности, когда ценообразование губит денежную систему, являются признаком несформированного рынка, где субъекты могут пользоваться этими несовершенствами.

Гибкость предпринимательства

Оценивая роль малого предпринимательства в экономике, следует рассмотреть основную его характеристику. Это возможность восполнить дефицитную услугу или предложить нишевый товар в определенное время. Это означает, что предприниматель монетизирует свои услуги в тот момент, когда в этом возникает необходимость. Вся товарная сфера экономики государства неспособна так быстро реагировать на появившиеся ниши рынка. Потому они быстро занимаются предпринимателями. Разумеется, с ними государственная система вполне способна конкурировать. Однако не станет этого делать, так как не сможет реагировать быстрее, чем малое предпринимательство.

Зачастую часть экономических забот государство может успешно делегировать ему. Вдобавок экономика не может быстро реагировать на смену тенденций, так как требует тщательного анализа и представления руководства разных уровней. Из-за этого теряется драгоценное время, которое обычно эффективно используется предпринимателями. Получая доход в виде налога, государственная регулятивная система также ощущает значительную пользу. В денежном выражении она примерно равна доходам, которые государство получило бы от самостоятельной реализации какой-либо бизнес-идеи. Но в случае делегирования ее предпринимательству прибыль экономика получает независимо от того, делает ли она что-нибудь.

Восполнение недостатка и помощь в денежном обороте

Помощь в обороте денежных средств - ответ на вопрос о том, какую роль играет предпринимательство в развитии экономики. Это достигается путем восполнения недостатка в товарах или услугах, в которых нуждается население государства. В случае их отсутствия на рынке, если это не предметы первой необходимости, они не были бы приобретены. Потому денежные средства, имеющиеся на руках, не возвратятся в экономику, что станет фактором для значительного роста инфляции. В условиях недостатка товаров и услуг на рынке бороться с негативным общественным мнением очень сложно, что подкашивает и саму власть.

Но предпринимательство, находя возможность предлагать нишевые дефицитные товары и услуги, отчасти решает данную проблему. Оно становится субъектом, помогающим экономике возвращать деньги в банковскую систему. Это значит, что национальные банки менее зависят от недостатка оборотных средств коммерческих финансовых учреждений. Это позволяет им удерживать процентные ставки на стабильных уровнях.

Роль предпринимательства в инфляции

Размышляя о том, какую роль играет предпринимательство в развитии экономики, следует рассмотреть и его участие в росте ВВП. От данного показателя зависит рост экономики государства и стабильность валютного курса. Рост ВВП при отсутствии инфляции практически невозможен, потому как последняя является неким драйвером развития экономики. Разумеется, в разумных пределах, когда этот показатель не превышает 3-5%. И поддерживать ее на достигнутых уровнях помогает предпринимательство. Причем делает оно это, прибегая к тактике наименьшего сопротивления, так как для того, чтобы увеличить инфляцию, достаточно повышать стоимость услуг и товаров.

С последним у предпринимательства как раз все в порядке. Именно услуги и товары предпринимателей растут в цене быстрее остальных. Но поскольку деньги все равно возвращаются в банковскую систему государства, это рассматривается властями как фактор, стимулирующий экономику страны. Регулировать стоимость услуг, которые оказываются предпринимателями, правительство практически не может, так как это является местом столкновения двух принципиально различных направлений экономической деятельности: рыночной и регулируемой плановой экономики.

Вклад малого предпринимательства в ВВП

Анализируя то, какова роль предпринимательства в развитии экономики, следует сказать, что оно образует рыночную экономику. Регуляция цен на услуги и товары предпринимателей в большей степени подвержена таким явлениям, как конкуренция и баланс спроса и предложения. Эти атрибуты характеризуют рыночную экономическую модель, то есть более гибкую, хотя и имеющую важный недостаток. Она требует логарифмического роста, что невозможно в постоянных условиях при ограниченности ресурсов и производственных сил. Именно предпринимательство делает возможным рост ВВП, так как этот показатель может учитывать повторные вовлечения капитала, прибавляя их к уже достигнутому росту.

Например, перепродажа одного автомобиля 3 раза в течение 1 года на ВВП сказывается ровно так же, как и продажа 3 машин за аналогичный период времени. В предпринимательской среде перепродажи - явления очень частые. Значит, это пусть и фиктивно, но наращивает ВВП, в чем государство каждый раз обманывает свое население. Плохо это или позитивно в краткосрочной перспективе - не столь важно. В долгосрочной это постоянно утяжеляет будущий рост экономики, потому самая успешная и безопасная для экономики модель предпринимательства - производственная.

Но для предпринимателя она самая тяжелая, в отличие от торговли. Рентабельность продаж всегда легко поднять, повышая стоимость, что и привлекает многих бизнесменов, не желающих обременять себя выстраиванием производственной модели бизнеса. И рассуждая о том, какова роль предпринимательства в развитии экономики, нельзя сказать, что она исключительно положительная. Она двоякая, но без нее население ожидает инфляционный кризис, если экономика страны не сможет обеспечить товары и услуги, на которые имеется спрос у населения.

Роль в коммерциализации инноваций

Малое предпринимательство может стать своеобразным быстрым мостом между наукой и ее коммерциализацией. Именно такой тип организации бизнеса является самым оперативным и наименее затратным, а потому при экономических несоответствиях неудача повлечет небольшие потери. Но это однозначно докажет несостоятельность самой коммерческой идеи или покажет недостаток ее реализации.

Для экономики получение как можно меньших убытков - это основа развития. Проблемой является лишь факт того, что при неудаче средства потеряет сам предприниматель, тогда как экономика не ощутит пагубного влияния. Успех же начинания обеспечит плоды для общества, самого предпринимателя и для экономики. Данные риски не сбалансированы, но такова цена неудачи или достижения успеха, и такова роль предпринимательства в рыночной экономике.

2.2 Роль предпринимательства в экономике Российской Федерации и его проблемы

Предпринимательство является стержнем любой социально-экономической системы, основанной на началах частной собственности и конкуренции. В современных условиях предпринимательство является важнейшим структурным элементом не только рыночной экономики, но и гражданского общества в целом, затрагивающим все его сферы.

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России 8-9 апреля 2006 год 1500 респондентов (статистическая погрешность не превышает 3,6%) по теме «Крупный бизнес в России» дал такие результаты:

Каждый второй россиянин (49%) считает, что в нашей стране созданы благоприятные условия для развития крупного бизнеса; не согласны с этим 19% опрошенных. Для 32% вопрос оказался сложным, и они затруднились оценить нынешние условия для развития крупного бизнеса в России. Следует отметить, что с 2000 года, когда этот вопрос был задан впервые (впоследствии он задавался неоднократно), доля респондентов, считающих, что условия для развития крупного бизнеса в России благоприятны, постепенно повышалась и в целом увеличилась на 18 процентных пунктов, а доля оценивающих эти условия как неблагоприятные уменьшилась на 13 процентных пунктов.

В то же время стабильной и довольно высокой остается доля россиян, полагающих, что благоприятные условия для развития крупного бизнеса создавать надо: как в июле 2003 и в июле 2004 года, это мнение разделяют 53% от всех опрошенных.

По мнению 30% респондентов условия для развития крупного бизнеса в России улучшились, 27% не видят никаких изменений, а 6% убеждены, что эти условия ухудшились.

Экономическая роль крупного бизнеса чаще оценивается позитивно, чем негативно: 35% опрошенных считают, что он положительно влияет на экономику страны, а 28% – что отрицательно. Примерно такое же соотношение оценок наблюдалось в июле 2004 года (35% к 26%), в то время как в июле 2003 года роль крупного бизнеса существенно чаще оценивалась негативно, чем позитивно (соотношение 25% к 45%).

Однако политическая роль крупного бизнеса в России чаще оценивается негативно: его влияние на политику страны считают отрицательным 34% опрошенных, положительным – 21%. Влияние крупного бизнеса на жизнь рядовых граждан сегодня также чаще оценивается отрицательно, чем положительно: 33% против 22%. Отметим, впрочем, что по сравнению с 2003 годом, когда соотношение оценок составляло 46% к 14%, ситуация выглядит более благоприятной.

По мнению большинства россиян (53%), власть способствует развитию крупного бизнеса, помогает ему. В три с половиной раза реже высказывается мнение, что власть препятствует развитию крупного бизнеса (15%).

Практически не меняется отношение к людям, которые занимаются крупным бизнесом: половина россиян заявляют, что относятся к ним положительно (49%, в 2004 году – 47%), треть – отрицательно (по 30%).

Три четверти опрошенных (72%) убеждены, что "большинство представителей крупного российского бизнеса не платят полностью все налоги, положенные по закону" (уверены, что платят - 14%).

Те, кто уверен в увеличении количества представителей крупного российского бизнеса, исправно выплачивающих все налоги, полагают, что этому поспособствовало ужесточение законов, улучшение контроля со стороны налоговых служб, позитивные изменения в системе налогообложения, которая стала проще, усовершенствовалась; бизнес стал устойчивее, солиднее, а бизнесмены ответственнее.

Респонденты, полагающие, что среди представителей крупного российского бизнеса стало меньше тех, кто полностью платит все налоги, в основном исходят из того, что все бизнесмены – жадные, алчные, с доходами расставаться не хотят; власти их слабо контролируют, а бизнесмены этим пользуются, выискивая разные способы ухода от налогов. Некоторые, правда, оправдывают бизнесменов – они считают, что всему виной несовершенная налоговая система: "если полностью платить все налоги, то ничего не останется".

В нынешних условиях кризиса крупное предпринимательство переживает не лучшие времена. Это можно объяснить тем, что у многих крупных компаний к тому моменту были большие задолженности по кредитам, взятых в иностранных банках, а после девальвации национальной валюты долги стало выплачивать труднее, а имеющиеся средства уходили на покрытие текущих издержек. Фирмам больших размеров очень сложно быстро реагировать на те или иные условия в краткосрочном периоде. Эти факты привели к тому, что многие крупные компании были национализированы. В одном из интервью Александр Чепуренко, Президент НИСИПП, профессор ГУ ВШЭ сказал: «На прошлой неделе первый вице-премьер Игорь Шувалов назвал вещи своими именами, признав, что, возможно, правительству придется национализировать «Русал». Национализация решает, в частности, проблемы кредиторов: оставшиеся долги компании станут фактически государственным долгом. То же самое относится и к другим компаниям. Российские фирмы имеют огромные (более $800 млрд.) долги, и, поскольку значительная часть этих долгов номинирована в долларах и евро (до $500 млрд.), инфляция, на которую, к слову, стремительно растет «спрос» со стороны задолжавших в рублях бизнесменов, не может решить проблему. В то же время понятно, почему слова о национализации произносятся очень осторожно. Дело не только в давлении со стороны тех, кто хочет сохранить контроль над компаниями и банками, доведенными до фактического банкротства. Дело в том, что в нашей стране легко сказать «национализация» и трудно - «приватизация». Нужно громче говорить о предстоящей национализации - это всего лишь признание неизбежности - и еще громче о том, что это временная мера».

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России 8-9 апреля 2006 год 1500 респондентов (статистическая погрешность не превышает 3,6%) по теме «Средний бизнес в России» дал такие результаты:

Большинство опрошенных человек считают, что в России созданы неблагоприятные условия для развития среднего бизнеса 36% ,а 29% - что благоприятные, 35% воздержались от ответа. По мнению опрошенных следует создавать благоприятные условия для развития среднего бизнеса75%, лишь 4% не согласны с этим, 22% воздержались. Так же большинство считает, что средний бизнес положительно влияет на экономику регионов и страны в целом 47%, 20% не согласны, 33% воздержались от ответа.

В одном из интервью Александр Чепуренко, Президент НИСИПП, профессор ГУ ВШЭ сказал: «…И надо помнить, что кризис – это не конец света. Это – еще и возможность для списания в утиль того, что находилось на нашем перекошенном рынке по недоразумению, и наметить точки для прорыва. В этом смысле правильно было бы поддержать и так называемых «газелей» - тот средний бизнес, который рос высокими темпами последние 5 – 7 лет в целом ряде секторов российской экономики, в целом ряде регионов России. Эти фирмы не являются государственными корпорациями – «слонами», которые топчут посудную лавку. Это – не те семейные микробизнесы – «мыши», которые, разумеется, должны существовать, но от них мы едва ли дождемся инновационных прорывов. А вот «газели» могли бы стать фундаментом будущей инновационной экономики, и, значит, их тоже надо поддержать».

Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства. Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора.

По мнению 44% респондентов, прошедших всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон, сейчас в России условия для развития малого бизнеса неблагоприятные (34% считают их благоприятными). В то же время отмечается позитивная тенденция: 34% опрошенных полагают, что сегодня, по сравнению с тем, что было 3-4 года назад, условия для развития малого бизнеса стали лучше (24% не наблюдают каких-либо перемен, а 16% кажется, что условия ухудшились).

Надо ли, по мнению респондентов, создавать благоприятные условия для развития малого бизнеса? Участники опроса почти единодушно (79%) выступили за создание таких условий (против - только 8%).

Россияне поддерживают малый бизнес главным образом потому, что видят позитивные результаты его деятельности: 58% респондентов отмечают, что сегодня малый бизнес влияет на экономическое положение их региона (37% оценивают это влияние как значительное, 21% - как незначительное), и 52% говорят, что это влияние - положительное.

К мелким предпринимателям, к людям, занимающимся малым бизнесом, подавляющее большинство россиян (79%) относятся позитивно. Плохо относятся к ним 10% опрошенных. Среди россиян моложе 35 лет практически все (90%) демонстрируют положительное отношение к тем, кто занимается малым бизнесом.

Малое предприятие (фирма) может быть отнесено к категории, как малого, так и среднего предпринимательства, в зависимости от критериев оценки тех или иных международных и государственных органов, от нормы критериев оценки, различных для предприятий, работающих в разных отраслях экономики одной страны. Поэтому под субъектом предпринимательства будем подразумевать субъекты и среднего предпринимательства.

Согласно Федеральному закону от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательства в Российской Федерации», к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся: коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности - 100 человек; в строительстве - 100 человек; на транспорте - 100 человек; в сельском хозяйстве - 60 человек; в научно-технической сфере - 60 человек; в оптовой торговле - 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Факты таковы, что занятость на одном малом предприятии в среднем по России колеблется в интервале от 12,1 (в сельском хозяйстве) до 5,7 человек (в торговле и общественном питании). Средние же по России значения производительности труда в малом бизнесе - от 105,3 тыс. руб. на одного занятого в промышленности, 97,1 тыс. - в строительстве и 92,3 тыс. - на транспорте до 56,4 тыс. - в торговле и общественном питании и 39,1 тыс. руб. - в сельском хозяйстве.

Из этого следует, что максимум производительности труда в малом бизнесе свойственен регионам, где преобладают малые предприятия промышленности, строительства и транспорта. Наибольшие показатели производительности труда отмечены в Уральском (146,6 тыс. руб. продукции на одного занятого) и Дальневосточном (136,9 тыс.) округах с высокими долями в отраслевой производственной структуре промышленного и строительного комплексов. В то же время на уровне отдельных регионов другая ситуация: она определяется огромными различиями в выпуске продукции однопрофильными малыми предприятиями с примерно равной численностью занятых.

Наиболее значительные по объему производства промышленные малые предприятия работают в Дальневосточном округе (средний объем производства 1834,9 тыс. руб.), а самые мелкие - в Северо-Западном округе (778,9 тыс. руб.). В сельском хозяйстве лидером по среднему объему производства на одном малом предприятии является Приволжский (710,8 тыс. руб.), а на последнем месте - Дальневосточный округ (213,6 тыс. руб.). В строительстве показатели различаются от 2021,7 тыс. руб. в Уральском до 827 тыс.руб. в Центральном округах. Наиболее крупные транспортные малые предприятия функционируют в Южном (2082,7 тыс. руб.), а наиболее мелкие - в Сибирском (596,9 тыс.руб.) округах. Значительно меньшая дифференциация показателей характерна для малых предприятий торговли и общественного питания: от 443 тыс. руб. в Приволжском до 271,7 тыс. в Центральном округах.

Абсолютным лидером по среднему объему производства на одном промышленном малом предприятии является Таймырский автономный округ (32,5 млн. руб.); далее с большим отрывом следуют Коми-Пермяцкий автономный округ (6,3 млн.), Республика Хакасия (4,5 млн.), Мурманская область (4,3 млн.), Ямало-Ненецкий и Корякский автономные округа (по 3,5 млн.). На другом полюсе находится Ненецкий автономный округ (9,1 тыс. руб.); скромные по объему производства малые промышленные предприятия действуют в двух республиках Южного округа - Калмыкии (190,9 тыс.) и Ингушетии (241,2 тыс.).

По среднему объему производства на одном малом предприятии строительного профиля со значительным отрывом лидируют два автономных округа Тюменской области: Ямало-Ненецкий (5,3 млн. руб.) и Ханты-мансийский (5,1 млн.). Более чем втрое выше среднего уровня по России данный показатель в Мурманской области (3,7 млн. руб.). С низкими показателями Ненецкий, Эвенкийский и Усть-ордынский автономные округа. Среди остальных регионов наиболее низкие показатели зафиксированы в Ивановской (253,9 тыс. руб.) и Омской (288,4 тыс.) областях, а также в Республике Тыва (299,1 тыс.).

Применительно к транспорту наибольшие масштабы производства характерны для малых предприятий, работающих в северных автономных округах Дальнего Востока и Сибири: Корякском (20,6 млн. руб. на одном предприятии) и Таймырском (11,3 млн.). Показатель по Краснодарскому краю - 5,1 млн. руб.; значительные по объему производства малые предприятия, функционирующие в этом регионе, связаны с портовым хозяйством. Еще в пяти субъектах Федерации (Архангельской и Камчатской областях, Ханты-мансийском и Ямало-Ненецком АО и Республике Хакасия) показатели превосходят средний уровень по России более чем втрое.

Согласно данным Госкомстата России, в Ненецком, Усть-ордынском Бурятском, Коми-Пермяцком и Агинском Бурятском автономных округах в 2004 г. не работало ни одно транспортное малое предприятие. Среди остальных регионов наименее крупные по объему производства малые предприятия этой отрасли действуют в Эвенкийском автономном округе (60,2 тыс. руб.) и Республике Башкортостан (100,2 тыс.).

Наибольшие объемы оборота розничной торговли и общественного питания в расчете на одно малое предприятие свойственны регионам, особо удаленным от экономического центра страны. Восемь регионов, лидирующих по среднему объему производства на одно малое предприятие торговли и общественного питания, расположены в Сибири и на Дальнем Востоке; максимальный показатель был зафиксирован в Усть-ордынском Бурятском автономном округе - 8,4 млн. руб. Это явление, скорее всего, связано с характерным для таких регионов высоким уровнем потребительских цен.

В большинстве субъектов РФ максимальное число малых предприятий действует в торговле и общественном питании. Самые высокие параметры работы промышленных малых предприятий в ряде регионов Дальневосточного федерального округа объясняются, что там одной из базовых отраслей хозяйства является рыбная промышленность, в основном представленная малыми рыбодобывающими и рыбоперерабатывающими предприятиями, выпускающими дорогую продукцию.

Объемы производства в расчете на одно промышленное малое предприятие в 1998- 2004 гг. росли темпами, опережающими динамику этого показателя в других отраслях экономики. Результатом стало существенное увеличение доли промышленности в отраслевой структуре малого бизнеса при снижении удельного веса строительства, а также торговли и общепита. Наиболее ярко эта общероссийская тенденция проявилась в Центральном и Дальневосточном федеральных округах. Это можно объяснить благоприятной ситуацией для развития импортозамещающих производств в промышленности. Из таблицы 2.1 видно, что в группу с наиболее значительными показателями роста попали именно те отрасли, в которых широко распространены малые формы хозяйствования: текстильная, кожевенная, меховая и обувная, пищевкусовая, рыбная, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная.

Таблица 2.1-Доля предприятий различных размеров в объеме продукции

Отрасль Предприятия
средние малые
Машиностроение 60 19
Металлургия 51 39
Обувная 4 73
Швейная 7 53
Резинотехническая и пластмассовая 34 43

Поэтому объемы производства на малых предприятиях в различных регионах тесно связаны с мерой развития в региональной экономике именно этих отраслей.

Согласно таблице 2.2 большая часть малых предприятий сконцентрирована в Северо-Западном (1163,7тыс.чел.) и Центральном (888,9тыс.чел.) округах. А большой прирост компаний характерен для Северо-Западного(65,1 тыс.чел.) и Уральского округов(49,3 тыс.чел.).

Таблица 2.2 - Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации

Федеральные округа Количество МП на 1.07.2005 г. в расчете на 100 тыс. чел. населения Прирост/сокращение МП на 100 тыс. чел. населения за период 01.07.2004- 01.07.2005
РФ 677,8 22,8
Центральный 888,9 19,5
Северо-Западный 1 163,7 65,1
Южный 500,3 40,6
Приволжский 515,5 9,6
Уральский 535,8 49,3
Сибирский 517,9 -6,0
Дальневосточный 569,3 -9,0

Изучив таблицу 2.3 можно сделать вывод, что большинство работников малого предпринимательства сосредоточено в Центральном(2914,6 тыс.чел.) и Северо-Западном(1137,7 тыс.чел.) регионах. Это связано с тем что в этих регионах большое количество малых предприятий.

Таблица 2.3- Средняя численность занятых на МП по федеральным округам

Федеральные округа Ср.численность работников МП, тыс. чел. к июню 2004 г.
1 2
РФ 7 868,3
Центральный 2 914,6
Северо-Западный 1 137,7
Южный 782,2
Приволжский 1452
Уральский 552,5
Сибирский 729,2
Дальневосточный 300,1

В современной России сделаны шаги в сторону демократических преобразований и формирования рыночных отношений. Можно говорить о том, что миллионы российских граждан занимаются предпринимательской деятельностью, которая дает ощутимый экономический и социальный эффект. Однако, доля предпринимательского сектора в рыночной экономике пока недостаточна. Развитие предпринимательства в регионах Российской Федерации сталкивается с многочисленными проблемами, которые являются в основном типичными:

1. Отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства;

2. Пробелы в действующем законодательстве, особенно налоговом;

3. Нехватка ресурсов, прежде всего финансовых;

4. Сложность доступа к деловой информации - сведения о продукте, конкуренте и т.п.;

5. Нерешенность вопросов, связанных с защитой прав работников, занятых в малом бизнесе;

6. Отсутствие положительного мнения об отечественном предпринимателе;

7. Нестабильность экономической ситуации в стране;

8. Недобросовестность крупного бизнеса;

9. Ограниченный доступ к кредитным ресурсам и высокая ставка кредитования (22%).

Многим предприятиям не хватает внешнего финансирования, причем главным препятствием к получению кредита являются условия, выдвигаемые банками:

· Обеспечение кредита - как таковое банки рассматривают зачастую только недвижимость, иномарки, золото и драгоценности

· Оценка вышеуказанного имущества предприятия осуществляется обычно на 50% ниже ее реальной рыночной стоимости, что сильно снижает сумму возможного кредита

· Процент по кредитам непомерно высок и примерно в 10 раз выше европейской ставки ипотечного кредита, которая колеблется около уровня в 2-3% в год. При этом срок рассмотрения запроса на кредит может доходить до нескольких месяцев и потребовать предоставления большого количества документов.

10. Правовая неграмотность самих предпринимателей;

11. Отсутствие явного развития производства;

12. Высокая планка единого социального налога (26%);

13. Недостаточность кадрового потенциала

14. Длительное оформление документации, особенно на землю;

15. Проблемы широкого «теневого» сектора предпринимательской деятельности, сложность и запутанность регионального законодательства, высокие административные барьеры, препятствующие возникновению новых фирм, недостаточность налоговых поступлений от малых предприятий в региональный и местный бюджеты;

16. Предприниматели отмечают также проблему слишком высоких налоговых ставок, сложность и запутанность налоговой системы, сложность и несовершенство законодательства, регистрирующего предприятия, регламентирующего их деятельность, например, сертификацию продукции, лицензирование и т.д. Препятствия на пути предпринимательства получили наименование «административные барьеры» Например, чтобы организовать выезд представителя СЭС для получения согласования на создание производства в Московской области уходит до 1,5 месяцев. Причем это при условии, что вы сами уже подготовили все необходимые проекты документов, а подобных контролирующих организаций десятки. Затраты на преодоление административных барьеров зачастую превышают многие расходы, связанные с деятельностью фирмы.

Несмотря на существование многих программ помощи малым предприятиям, содержание этих программ остается для большинства компаний неизвестным. Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:

1. Формирование инфраструктуры поддержки и развития предпринимательства;

2. Создание льготных условий использования субъектами предпринимательства государственных финансовых материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических и информационных ресурсов, разработок и технологий;

3. Установление упрощенного порядка регистрации субъектов предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, предоставления государственной статистической и бухгалтерской отчётности, поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства.

4. Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для предприятий. Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий при проведении политики, направленной на государственную поддержку предпринимательства:

1. разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства РФ в области государственной поддержки предпринимательства;

2. проводят анализ состояния предпринимательства, и эффективности применения мер по его государственной поддержке;

3. организуют разработку и реализацию Федеральной программы государственной поддержки предпринимательства;

4. подготавливают предложения об установлении для субъектов предпринимательства льгот по налогообложению и иных льгот, а также об использовании средств федерального бюджета и специализированных внебюджетных фондов РФ для поддержки предпринимательства;




Поделиться