Религиозный фундаментализм. Презентация "Религиозные конфликты" по обществознанию – проект, доклад Организационные принципы организации религиозных движений

Религиозный фундаментализм
Религиозный фундаментализм - религиозные
направления, свойственные любой религии,
призывающие к возрождению традиционных
ценностей и ориентирующиеся на
консервативные социальные цели.
Как правило, фундаментализм возникает в
периоды социальной и политической
нестабильности.
Основными чертами фундаментализма являются
буквальные восприятие религиозного учения и
текстов священных книг, отвержение всякой
возможности альтернативного истолкования
Священного Писания, провозглашение
неизменности догматики, требование строгого
исполнения всех религиозных предписаний.

ПРОБЛЕМА КОНФЛИКТОВ
Проблема
религиозных
конфликтов
в
современном мире является достаточно
актуальной, поскольку данные конфликты
затрагивают многие страны, решение
конфликтов, основанных на религиозных
противоречиях, является сложным и
долговременным процессом.
Конфликт религиозный - столкновение
религиозных индивидов и групп по
поводу различных позиций в вопросах
вероучения, религиозной деятельности
и правил построения религиозной
организации.
Конфликт может выливаться в форму
разногласий и споров, конкуренции и
борьбы, конфронтации и религиозной
вражды, которая связана с фанатизмом и
во многих случаях выливалась в
религиозные войны.

Признаки религиозных войн:
⦿ ритуальные религиозные отправления военнослужащих;
⦿ применение священных знамен и сигналов;
⦿ непосредственное привлечение духовных образов богов
в войне;
⦿ принадлежность противоборствующих группировок к
разным религиям;
⦿ полное вовлечение в военные действия всех слоев
населения противоборствующих
⦿ государств, национально-этнических групп;
⦿ во главе войска, которое ведет религиозную войну, стоят
религиозные духовные
⦿ лидеры;
⦿ в такой войне участвуют исключительно приверженцы
только этой религии или только этого направления
данной религии с исключительно религиозными целями защититься от экспансии другой религии (другого ее
направления) или, наоборот, навязать в насильственной
форме свою религию (свое направление в данной
религии) представителям других конфессий и лицам, не
исповедующим какую-либо религию (атеистам).

Самые значительные
религиозные конфликты ХХ века:
⦿Исламский фундаментализм;
⦿Религиозное противостояние в
Ирландии;
⦿Исламская революция в Иране;
⦿Конфликт между индуистами и
исламистами;
⦿Противостояние сербов и хорватов;
⦿Теология освобождения.

Типы религиозных войн
1. Автономистские войны;
2. Национально-иредентисткие войны;
3. Религиозно-общинные конфессиональные конфликты;
4. Религиозно-абсолютисткие конфликты;
5. Миаленаристские конфликты.
Причиной возникновения религиозных войн являются
конфликты и несогласованность интересов между
различными конфессиями или направлениями внутри одной
религии. То есть основным признаком религиозной войны
должны являться поставленные и впоследствии
реализуемые религиозные цели.
В настоящее время практически ни один из современных
конфликтов в мире не носит характера межрелигиозного или
внутрирелигиозного противостояния в чистом виде. Таким
образом, так называемые религиозные войны, в настоящее
время отсутствуют, а политическая составляющая
современных войн постоянно усиливается, выливаясь
зачастую в открытый терроризм.

По мнению известного российского политолога А.Панарина, проблема религии в современном
глобальном мире стоит совершенно особым образом. В то же время, классики социологии сходятся
в том, что конечный социальный смысл всякой религии - обеспечение духовно-ценностных
предпосылок совместной жизни людей: «религия дает индивидам возможность жить сообща и
сознавать себя обществом».
Если мы посмотрим на конфессиональные положения, говорящие о
том, как относится к другому, отличному от нас, то окажется, что
разные религии описывают это одним языком.
Буддизм: “Человек может выразить свое отношение к
родственникам и друзьям пятью способами: великодушием,
учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к
себе и верностью своему слову”.
Конфуцианство: “Не делай другим того, чего не хотел бы от
других”.
Индуизм: “Не делай другому того, от чего больно тебе”.
Ислам: “Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит
своего брата, как себя самого”.
Джайнизм: “В счастии и страдании, в радости и в горе мы должны
относиться ко всем существам, как относимся к самим себе”.
Иудаизм: “Не делай ближнему своему того, от чего плохо тебе”.
Сикхизм: “Как ты думаешь о себе, так думай и о других. Тогда на
небе вы будете равны”.
Даосизм: “Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа
своей потерей”.
Зороастризм: “Только та натура хороша, которая не сделает
другой того, что не хорошо для нее самой”.
Христианство: “Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали
люди, так поступайте и вы с ними”.

Заключение
Таким образом, религиозный фундаментализм играет
важную роль в современных региональных
конфликтах.
Эти конфликты отличаются крайней угрозой не только
для мирного населения, но и для целостности
государств, такие конфликты отличаются сложным
узлом противоречий, которые накапливались на
протяжении длительного времени и с
наступлением критической точки выливаются не
просто в мирные протесты, а в религиозную
дискриминацию, погромы, гражданские войны,
терроризм. В последние годы религиозный фактор
региональных конфликтов приобретает
политический оттенок, а религиозные причины
столкновений переходят на второй план, уступая
место политике. Имиджу религии вредит также
терроризм, который прикрывается религией, а на
самом деле преследует политический цели.

Традиционные религии

Современные нетрадиционные культы

Внеконфессиональные, неканонические религиозные движения.

Распространялись в течение XX века

Синкретичность учения

Имеют специфические формы организации

1. Неоориенталистские объединения

. Связаны с восточными религиями («Ориент»

– восток)

. Принимают идеи, близкие к другим мировым религиям (Христанство, Ислам)

. Широкое использование медитативных практик, восточные культовые практики

. Акцент на личном опыте человека

. «Общество сознания Кришны», «Дзен- буддистский Центр», «Тантрический буддизм»

Типы современных нетрадиционных культов

2. Неохристианские объединения

Слияние христианских идей с элементами восточных религий

Идеи конца света и мессианства

Противостоят потребительским ценностям (являются специфическим способом потребления)

Автократический способ организации

«Церковь объединения», «Церковь Последнего завета», «Белое братство»

Типы современных нетрадиционных культов

3. Сайентологические направления

Представления о связи Земли с высшими космическими силами

Идеи слияния космических сил с божеством

Толкование экологических и психологических проблем современных людей

Мистическая трактовка физических и биологических явлений.

«Дианетика» (Р. Хаббард)

Типы современных нетрадиционных культов

4. «Новая Магия»

Интерес к неевропейским культам и европейским историческим религиям

Противостояние ценностям европейской цивилизации

Интерес к экстазам, практикам неевропейской медицины.

Учение Карлоса Кастанеды

Типы современных нетрадиционных культов

5. Сатанизм

Религиозные движения протеста

Долгая европейская традиция Сатанизма

Идеи

индивидуализма

(романтизм)

Современные идеи обаятельного зла

Голливудские образы

Организационные принципы организации религиозных движений

Современные религиозные движения имеют особенности организации.

Cлайд 1

Cлайд 2

Проблема религиозных конфликтов в современном мире является достаточно актуальной, поскольку данные конфликты затрагивают многие страны, решение конфликтов, основанных на религиозных противоречиях, является сложным и долговременным процессом. Конфликт религиозный - столкновение религиозных индивидов и групп по поводу различных позиций в вопросах вероучения, религиозной деятельности и правил построения религиозной организации. Конфликт может выливаться в форму разногласий и споров, конкуренции и борьбы, конфронтации и религиозной вражды, которая связана с фанатизмом и во многих случаях выливалась в религиозные войны.

Cлайд 3

По мнению известного российского политолога А.Панарина, проблема религии в современном глобальном мире стоит совершенно особым образом. В то же время, классики социологии сходятся в том, что конечный социальный смысл всякой религии - обеспечение духовно-ценностных предпосылок совместной жизни людей: «религия дает индивидам возможность жить сообща и сознавать себя обществом». Если мы посмотрим на конфессиональные положения, говорящие о том, как относится к другому, отличному от нас, то окажется, что разные религии описывают это одним языком. Буддизм: “Человек может выразить свое отношение к родственникам и друзьям пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову”. Конфуцианство: “Не делай другим того, чего не хотел бы от других”. Индуизм: “Не делай другому того, от чего больно тебе”. Ислам: “Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как себя самого”. Джайнизм: “В счастии и страдании, в радости и в горе мы должны относиться ко всем существам, как относимся к самим себе”. Иудаизм: “Не делай ближнему своему того, от чего плохо тебе”. Сикхизм: “Как ты думаешь о себе, так думай и о других. Тогда на небе вы будете равны”. Даосизм: “Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей”. Зороастризм: “Только та натура хороша, которая не сделает другой того, что не хорошо для нее самой”. Христианство: “Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними”.

Cлайд 4

А.А. Корабельников: религиозная война – это общественно- политическое явление, "связанное с переходом от процессов мирной экспансии одной религии в отношении основных сфер жизни общества или государства, исповедующего другие религиозные виды духовности, к применению вооруженного насилия в целях завоевания и духовного преобразования одних народов другими (в целях формирования соответствующей государственности, народности, а затем и нации)".

Cлайд 5

Признаки религиозных войн: ритуальные религиозные отправления военнослужащих; применение священных знамен и сигналов; непосредственное привлечение духовных образов богов в войне; принадлежность противоборствующих группировок к разным религиям; полное вовлечение в военные действия всех слоев населения противоборствующих государств, национально-этнических групп; во главе войска, которое ведет религиозную войну, стоят религиозные духовные лидеры; в такой войне участвуют исключительно приверженцы только этой религии или только этого направления данной религии с исключительно религиозными целями - защититься от экспансии другой религии (другого ее направления) или, наоборот, навязать в насильственной форме свою религию (свое направление в данной религии) представителям других конфессий и лицам, не исповедующим какую-либо религию (атеистам).

Cлайд 6

Типы религиозных войн 1. Автономистские войны; 2. Национально-иредентисткие войны; 3. Религиозно-общинные конфессиональные конфликты; 4. Религиозно-абсолютисткие конфликты; 5. Миаленаристские конфликты. Причиной возникновения религиозных войн являются конфликты и несогласованность интересов между различными конфессиями или направлениями внутри одной религии. То есть основным признаком религиозной войны должны являться поставленные и впоследствии реализуемые религиозные цели. В настоящее время практически ни один из современных конфликтов в мире не носит характера межрелигиозного или внутрирелигиозного противостояния в чистом виде. Таким образом, так называемые религиозные войны, в настоящее время отсутствуют, а политическая составляющая современных войн постоянно усиливается, выливаясь зачастую в открытый терроризм.

Cлайд 7

Самые значительные религиозные конфликты ХХ века: Исламский фундаментализм; Религиозное противостояние в Ирландии; Исламская революция в Иране; Конфликт между индуистами и исламистами; Противостояние сербов и хорватов; Теология освобождения.

Cлайд 8

Заключение Таким образом, религия играет важную роль в современных региональных конфликтах. Эти конфликты отличаются крайней угрозой не только для мирного населения, но и для целостности государств, такие конфликты отличаются сложным узлом противоречий, которые накапливались на протяжении длительного времени и с наступлением критической точки выливаются не просто в мирные протесты, а в религиозную дискриминацию, погромы, гражданские войны, терроризм. В последние годы религиозный фактор региональных конфликтов приобретает политический оттенок, а религиозные причины столкновений переходят на второй план, уступая место политике. Имиджу религии вредит также терроризм, который прикрывается религией, а на самом деле преследует политический цели.

Cлайд 9

Достижение высокой эффективности процесса межконфессиональных отношений в современных условиях предполагает решение двух основных, но взаимосвязанных задач. Во-первых, необходимо обеспечить постоянное совершенствование общества как социального организма, форм и способов его жизнедеятельности как в целом, так и его составляющих сфер в соответствии развитием производительных сил, требованиями научно- технического прогресса путем постоянного проведения различных реформ. Только на этой основе можно обеспечить целостность и устойчивость общества, его способность к эффективному функционированию и развитию в рамках отсутствия межконфессиональных претензий. Во-вторых, в современных условиях продолжает оставаться жизненно необходимым достижение и поддержание в обществе принципа толерантности, обеспечение равномерного развития всех религий, исповедующих гражданами того или иного государства. В ходе выполнения этих задач важно понимание того, что отношения между религиями как в структуре одного государства, так и при их нахождении в разных государствах в современном взаимозависимом, целостном мире тесно связаны с политическими, экономическими, правовыми и духовно-нравственными факторами.

Понятие и общая характеристика религиозного фундаментализма.

Анализ современной специальной литературы позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время существует множество политических, социокультурных, идеологических, морально-этических и иных концепций, объединяющих своих сторонников по всему миру.

Одним из таких течений в настоящее время выступает фундаментализм, определение которого в наиболее общем виде может быть сформулировано следующим образом:

Определение 1

Фундаментализм – это собирательное наименование крайне консервативных по своей направленности, социальных, морально-религиозных и философских течений.

При этом следует отметить, что в некоторых западных странах особую популярность приобрел, так называемый, религиозный фундаментализм, определение которого обнаруживается при анализе специальных научных источников:

Определение 2

Религиозный фундаментализм – это тенденция, отражающая негативную реакцию консервативных религиозных кругов на секуляризационные процессы, то есть активно развернувшееся в XIX-XX вв. обособление науки, культурны и общественной жизни от жизни религиозной, что, во многом, поспособствовало ухудшению положения последней.

Проводя общую характеристику религиозного фундаментализма следует отметить, что зачастую он выступает политической реакцией граждан и наиболее влиятельных представителей политической элиты на протекающие в обществе на современном этапе глобализационные и секуляризационные процессы.

В зарубежной литературе возникновение и широкое распространение данного термина на первых этапах связывалось с обозначением ряда протестантских течений в Соединенных Штатах Америки, последователи которых выступали за буквальное безальтернативное прочтения текста библии, категорически отвергая любые рациональные толкования.

Замечание 1

Впоследствии данное обозначение постепенно распространилось на любые подобные религиозные ответвления классических вероисповеданий.

Ключевой задачей сторонников и последователей идей религиозного фундаментализма выступает возвращение соответствующим конфессиональным структурам господствующих позиций в социальной системе. Одним из возможных способов обеспечения такого положения, по мнению соответствующих сторонников выступает необходимость строгого неукоснительного следования требованиям священных писаний, при решительной недопустимости критики или любого рода либерального прочтения их содержания.

При этом учитывая религиозный характер рассматриваемой совокупности теорий следует отметить, что фундаменталистские течения присущи двум мировым религиям – христианству и исламу, а также индуизму, и т.д. Кроме того, специалистами обращается внимание на наличие свойств религиозного фундаментализма и в некоторых нерелигиозных течениях.

Христианский фундаментализм

Останавливаясь подробнее на характеристике фундаменталистских концепций, сформировавшихся в рамках традиционных мировых религий – христианства и ислама, представляется целесообразным обратить внимание на то, что в христианском вероисповедании религиозный фундаментализм образовался, прежде всего, применительно к протестантизму. Даже само понятие «фундаментализм», исторически возникшее в США, первоначально использовалось именно в контексте протестантизма.

Принципы протестантского фундаментализма были предложены в 1895 году на библейской конференции в г. Ниагаре-Фоллс группой пасторов. Они получили название «фундаментальных» принципов и включали в себя:

  • Непогрешимость библейского (священного) Писания;
  • Истинно божественное происхождение Христа и его непорочное зачатие;
  • Историческая достоверность факта «искупления замещением», выразившегося вовне в гибели Христа на кресте за грешников, а также его последующего физического воскресения;
  • Безальтернативное второе пришествие – возвращение Христа в будущем во плоти.

В России некоторые авторы утверждаются существование православного фундаментализма, зарождение которого произошло еще в начале прошлого века, а всплеск интереса общественности и церкви к нему был связан с исторической и политической обстановкой в России в 1980-1990 гг.

В числе основ, вокруг которых происходило (и происходит до сих пор) утверждение русского православного фундаментализма принято называть бескомпромиссный антиэкуменизм, то есть несогласие с идеями всехристианского единства, сближения и объединения различных христианских конфессий, несогласие с либеральными и индивидуалистическими идеями и ценностями, их открытая критика, монархические настроения, и т.д.

Исламский фундаментализм

Как было отмечено выше, несмотря на то, что первоначально фундаменталистские воззрения выступали прерогативой христианства, а именно его протестантского направления, постепенно религиозный фундаментализм распространился на многие религиозные, и даже внерелигиозные сферы знаний. Ислам в этом отношении не является исключением, а соответствующий исламский фундаментализм может быть определен следующим образом:

Определение 3

Исламский фундаментализм – течение, последователи которого утверждают необходимость возвращения истинных мусульман к строгому, неукоснительному соблюдению требований Корана и иных священных для мусульман писаний, и призывают к «освобождению мусульманских земель от колонизаторов.

Применительно к характеристике исламского фундаментализма в специальной литературе отмечается, что как его теоретическое оформление, так и практические попытки внедрения в жизнь отличаются широким многообразием, обусловленным, в том числе тем, что оно фундаментализм в настоящее время характерен как для суннитского, так и для шиитского направления исламского вероисповедания.

Так, например, в ряде государств религиозный (исламский) фундаментализм не просто получил исключительно широкое распространение, но и прямо утвердился в качестве официальной государственной идеологии (в частности, в Иране).

Слайд 2

Проблема религиозных конфликтов в современном мире является достаточно актуальной, поскольку данные конфликты затрагивают многие страны, решение конфликтов,основанных на религиозных противоречиях, является сложным и долговременнымпроцессом.

Конфликт религиозный - столкновение религиозных индивидов и групппо поводу различных позиций в вопросах вероучения, религиозной деятельности и правил построения религиозной организации.

Конфликт может выливаться в форму разногласий и споров, конкуренции и борьбы, конфронтации и религиозной вражды, которая связана с фанатизмом и во многих случаях выливалась в религиозные войны.

Слайд 3

По мнению известного российского политолога А.Панарина, проблема религии в современном

глобальном мире стоит совершенно особым образом. В то же время, классики социологии сходятся в том, что конечный социальный смысл всякой религии - обеспечение духовно-ценностных предпосылок совместной жизни людей: «религия дает индивидам возможность жить сообща и сознавать себя обществом».

Если мы посмотрим на конфессиональные положения, говорящие о том, как относится к другому, отличному от нас, то окажется, что разные религии описывают это одним языком.

  • Буддизм: “Человек может выразить свое отношение к родственникам и друзьям пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову".
  • Конфуцианство: “Не делай другим того, чего не хотел бы от других".
  • Индуизм: “Не делай другому того, от чего больно тебе".
  • Ислам: “Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как себя самого".
  • Джайнизм: “В счастии и страдании, в радости и в горе мы должны относиться ко всем существам, как относимся к самим себе".
  • Иудаизм: “Не делай ближнему своему того, от чего плохо тебе".
  • Сикхизм: “Как ты думаешь о себе, так думай и о других. Тогда на небе вы будете равны".
  • Даосизм: “Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей".
  • Зороастризм: “Только та натура хороша, которая не сделает другой того, что не хорошо для нее самой".
  • Христианство: “Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними".
  • Слайд 4

    А.А. Корабельников:

    религиозная война – это общественно- политическое явление, "связанное с переходом от процессов мирной экспансии одной религии в отношении основных сфер жизни общества или государства, исповедующего другие религиозные виды духовности, к применению вооруженного насилия в целях завоевания и духовного преобразования одних народов другими (в целях формирования соответствующей государственности, народности, а затем и нации)".

    Слайд 5

    Признаки религиозных войн:

    • ритуальные религиозные отправления военнослужащих;
    • применение священных знамен и сигналов;
    • непосредственное привлечение духовных образов богов в войне;
    • принадлежность противоборствующих группировок к разным религиям;
    • полное вовлечение в военные действия всех слоев населения противоборствующих
    • государств, национально-этнических групп;
    • во главе войска, которое ведет религиозную войну, стоят религиозные духовные лидеры;

    в такой войне участвуют исключительно приверженцы только этой религии или только этого направления данной религии с исключительно религиозными целями - защититься от экспансии другой религии (другого ее направления) или, наоборот, навязать в насильственной форме свою религию (свое направление в данной религии) представителям других конфессий и лицам, не исповедующим какую-либо религию (атеистам).

    Слайд 6

    Типы религиозных войн

    1. Автономистские войны;

    2. Национально-иредентисткие войны;

    3. Религиозно-общинные конфессиональные конфликты;

    4. Религиозно-абсолютисткие конфликты;

    5. Миаленаристские конфликты.

    Причиной возникновения религиозных войн являются конфликты и несогласованность интересов между различными конфессиями или направлениями внутри одной религии. То есть основным признаком религиозной войны должны являться поставленные и впоследствии реализуемые религиозные цели.

    В настоящее время практически ни один из современных конфликтов в мире не носит характера межрелигиозного или внутрирелигиозного противостояния в чистом виде. Таким образом, так называемые религиозные войны, в настоящее время отсутствуют, а политическая составляющая современных войн постоянно усиливается, выливаясь зачастую в открытый терроризм.

    Слайд 7

    Самые значительные религиозные конфликты ХХ века:

    • Исламский фундаментализм;
    • Религиозное противостояние в Ирландии;
    • Исламская революция в Иране;
    • Конфликт между индуистами и исламистами;
    • Противостояние сербов и хорватов;
    • Теология освобождения.
  • Слайд 8

    Заключение

    Таким образом, религия играет важную роль в современных региональных конфликтах.

    Эти конфликты отличаются крайней угрозой не только для мирного населения, но и для целостности государств, такие конфликты отличаются сложным узлом противоречий, которые накапливались на протяжении длительного времени и с наступлением критической точки выливаются не просто в мирные протесты, а в религиозную дискриминацию, погромы, гражданские войны, терроризм. В последние годы религиозный фактор региональных конфликтов приобретает политический оттенок, а религиозные причины столкновений переходят на второй план, уступая место политике. Имиджу религии вредит также терроризм, который прикрывается религией, а на самом деле преследует политический цели.

    Слайд 9

    Достижение высокой эффективности процесса межконфессиональных отношений в современных условиях предполагает решение двух основных, но взаимосвязанных задач.

    Во-первых, необходимо обеспечить постоянное совершенствование общества как социального организма, форм и способов его жизнедеятельности как в целом, так и его составляющих сфер в соответствии развитием производительных сил, требованиями научно- технического прогресса путем постоянного проведения различных реформ. Только на этой основе можно обеспечить целостность и устойчивость общества, его способность к эффективному функционированию и развитию в рамках отсутствия межконфессиональных претензий.

    Во-вторых, в современных условиях продолжает оставаться жизненно необходимым достижение и поддержание в обществе принципа толерантности, обеспечение равномерного развития всех религий, исповедующих гражданами того или иного государства.

    В ходе выполнения этих задач важно понимание того, что отношения между религиями как в структуре одного государства, так и при их нахождении в разных государствах в современном взаимозависимом, целостном мире тесно связаны с политическими, экономическими, правовыми и духовно-нравственными факторами.

    Посмотреть все слайды



  • Поделиться