Этика и психология профессиональной деятельности школьного библиотекаря. Библиотечный специалист: основные требования к профессии. «библиотекарь — коллеги»

ОГОУ ВПО СМОЛЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ.

ФАКУЛЬТЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По курсу «Библиотечно-информационное обслуживание».

На тему: Кодекс этики российского библиотекаря и проблема библиотечно-информационного обслуживания современных пользователей.

Преподаватель: Максименкова Г. В. (доцент)

Исполнитель: студентка группы 4-04

Осмоловская Е. М.


Часть I. Кодекс этики российского библиотекаря

Часть II. Проблема библиотечно-информационного обслуживания современных пользователей

Список литературы

Часть I . Кодекс этики российского библиотекаря

Известно, что создание профессионального кодекса предполагает высокий уровень профессионального сознания, понимания своей миссии в обществе. Такой уровень сознания возможен только в свободном, демократическом обществе. Где сама профессия развивается свободно. Известно, что в России (СССР) как нигде, библиотечная профессия формировалась под воздействием политических факторов.

Именно они, как отмечал в своих работах историк библиотечного дела В. И. Харламов, заставляли библиотекаря колебаться, определять свою роль то как просветительскую, то как идеологическую, вне зависимости от сущностных функций библиотеки. На процесс формирования профессионального сознания влияла, кроме того, и традиционная невостребованность профессионализма в нашей стране, и особая проницаемость библиотечной профессии для непрофессионалов, чьи позиции, амбиции и т. п. влияли на формирование зрелости самой профессии.

Таким образом, длительное время наше профессиональное библиотечное сообщество не испытывало никакой потребности в профессиональном кодексе этики, так как отношения как с властью, так и с пользователями были жестко определены.

Положение резко изменилось в последнее десятилетие, когда привычные схемы распались и библиотека, испытав сначала шок от того, что привычная почва уходила из-под ног, начала искать свое место в новой ситуации. Сказалось и техническое перевооружение профессии: библиотечное дело постепенно компьютеризируется, в связи с чем появились новые проблемы не только технического, но и гуманитарного характера.

Совокупность этических взаимоотношений, в которые вступает библиотечный работник, описанные в «Кодексе профессиональной этики российского библиотекаря» можно выразить следующим образом:

Библиотекарь - Социум;

Библиотекарь - Пользователь;

Библиотекарь - Коллеги, Учреждение;

Библиотекарь - Я сам.

Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря принят Конференцией Российской библиотечной ассоциации (4 ежегодная сессия) 22 апреля 1999 года

Библиотекарь:

· обеспечивает высокое качество и комфортность услуг, их доступность и разнообразие всем желающим через использование возможностей своего учреждения, а также привлечение других библиотечных ресурсов;

· рассматривает свободный доступ к информации как неотъемлемое право личности;

· противостоит ограничению доступа к библиотечным материалам и не допускает самовольного изъятия и необоснованного отказа (цензуры) на запрашиваемые документы;

· не несёт ответственности за последствия использования информации или документа, полученного в библиотеке;

· строит свои отношения с пользователями на основе уважения к личности и её информационным потребностям;

· охраняет конфиденциальность данных об информационной деятельности пользователя (за исключением случаев, которые предусмотрены законодательством);

· стремится к профессиональному совершенствованию, повышению уровня профессионального образования и компетентности;

· уважает знания коллег и охотно передаёт свои знания, видя в этом важнейшее условие развития профессии;

· относится с уважением ко всем коллегам, защищает их права, если они не противоречат этическим нормам и способствуют авторитету профессии;

· заботится о высоком общественном статусе своей профессии, стремится показать социальную роль библиотеки, укрепить её репутацию.

Работа над «Кодексом профессиональной этики российского библиотекаря» потребовала, прежде всего, изучить уже имеющиеся наработки: в области библиотечного дела за рубежом; в других профессиональных сферах, а также изучить специфику профессионального сознания и представления об этических и этикетных нормах российских библиотекарей.

В этой связи создатели «Кодекса» опирались, прежде всего, на опыт тех стран, где подобного рода документы существуют весьма давно. Так, подробно была изучена ситуация во Франции, Германии, Великобритании и, особенно, в США, где проблема разработки кодекса профессиональной этики библиотекарей впервые была поставлена уже в 1900-е годы.

Конечно, разработка «Кодекса этики российского библиотекаря» потребовала не только знания зарубежного и профессионального опыта, но и глубокого представления о своей сегодняшней действительности, а также теоретической проработки этого вопроса. Это было сделано на различных библиотечных семинарах и конференциях. В их ходе были проанализированы такие понятия, как «профессиональные ценности библиотекаря», «этические нормы», «соотношение профессиональных ценностей с фундаментальными»; определен механизм возникновения этического конфликта на профессиональной почве, проанализированы реальные ситуации и т. д. К разработке проблемы были привлечены не только библиотекари-практики и библиотековеды, но и специалисты высокого уровня из других областей: философии (доктор философских наук Ю. А. Шрейдер), психологии (доктор психологических наук Е. А. Яблокова, кандидат психологических наук И. Г. Марасанов) и другие. Это позволило осмыслить проблему глубоко, на высоком научном уровне.

Еще до написания проекта «Кодекса профессиональной этики российского библиотекари» вопросы библиотечной этики были подняты в 1993 г. Московской библиотечной ассоциацией (МБА), которая стала организатором конференции «Профессиональное сознание библиотекарей» (1993) и последующих семинаров: «Профессиональная этика и этикет библиотекаря» (1995), «Профессиональные ценности библиотекаря как основа его профессиональной этики» (РБА совместно с МБА, 1996). Историю разработки свода этических правил российских библиотекарей можно проследить по публикациям проектов и отзывов на них в «Информационном бюллетене РБА», начиная с 1997 г. Первоначально Кодекс представлял собою довольно детально расписанный документ, был снабжен преамбулой, пояснениями, а также проектом положения о Совете по этике РБА. Однако основной текст - непосредственно кодекс - состоял из 8 пунктов (в утвержденном их немногим больше) и имел то же соотношение декларируемых положений, что и в настоящее время. Пять первых пунктов были посвящены отношению к пользователю, один - к коллегам и два - к профессии. Декларировались компетентность и честность российского библиотекаря, уважение к коллегам и забота о высоком общественном статусе своей профессии.

Таким образом, «Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря» отражает перемены в профессиональном сознании российского библиотекаря и отвечает современному характеру профессии, состоянию ее развития и социального и институционального окружения. В «Кодексе профессиональной этики российского библиотекаря» изложены этические нормы – стандарты профессионального поведения, отвечающие задачам и интересам библиотечной профессии, которых профессиональное сообщество России и в первую очередь Библиотечная ассоциация России рекомендует придерживаться. Во всем тексте «Кодекса профессиональной этики российского библиотекаря » под термином «библиотекарь» подразумевается весь библиотечно-библиографический и информационный персонал библиотеки, независимо от конкретного положения. В «Кодексе профессиональной этики российского библиотекаря» изложены основные положения библиотечной этики. Он, не детализируя ситуации, принципиально определяет верный в этическом смысле подход к решению проблемы. «Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря» служит не столько руководством к действию, сколько ориентиром в конкретной ситуации. «Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря» предлагает стандарты поведения, которых должны придерживаться все сотрудники, равно как и члены попечительских советов библиотек всех типов и видов, которые не хотят компрометировать положение и репутацию библиотечной профессии в обществе.

Часть II . Проблема библиотечно-информационного обслуживания современных пользователей

Обслуживание – это видимая часть айсберга, та деятельность, по результатам которой пользователи судят об необходимости, полезности для них библиотеки или информационной службы. Вся остальная деятельность (комплектование СИФ, ведение СПА и др.) остаётся скрытой от глаз пользователей и воспринимается ими как вспомогательная, а порой, даже как второстепенная .

Главным постулатом обслуживания, во всём мире принято считать, лаконично и выразительно сформулированным японским библиотекарем М. Катоги, стало: «создание системы, позволяющей любому лицу получить в любое время и в любом месте отечественные и иностранные документы и библиографическую информацию о них» .

От удовлетворения обслуживанием зависят дальнейшие отношения между библиотекой и представителями различных целевых групп: станет ли случайный посетитель постоянным читателем данной библиотеки или отдаст предпочтение альтернативным источникам удовлетворения информационных потребностей; будет ли руководство предприятия считать нужным инвестирование в информационную службу или примет решение о её сокращении.

Для современного этапа развития характерна тенденция ориентации на решение проблем повышения качества обслуживания. В связи с этим расширяются исследования образа библиотеки в общественном сознании, ее социальной востребованности и престижа. Чтобы успешно действовать в будущем, библиотека должна «вновь обрести себя», обновить организационную структуру, повысить квалификацию кадров, улучшить имидж, наладить партнерство с другими структурами. При этом упор делается на изучение коммуникативного пространства библиотеки, формирующегося в ходе реализации коммуникационной политики - целенаправленной деятельности организации по установлению и поддержанию благоприятных деловых отношений с пользователями и с собственным персоналом. Ибо создание внутренних коммуникаций является непременным условием формирования организационной культуры, которая не только отличает одну организацию от другой, но и предопределяет успех ее функционирования и выживания.

В качестве конечной цели библиотечно-информационного обслуживания выступает содействие удовлетворению информационных потребностей членов общества. Известный немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920) обратил внимание на то, что главным в социальной жизни является «ожидание», т. е. ориентация на ответную реакцию . Так, приходя в магазин, мы ожидаем, что сможем сделать там необходимые покупки; обращаясь в библиотеку, пользователь ожидает, что получит необходимую информацию.

Библиотекарь должен знать ожидания пользователя. Если пользователь рассчитывает получить книгу, справку, а оказывается, что нужной книги или сведений нет, при этом библиотекарь нагрубил, пользователь задает вопрос, зачем нужна такая библиотека.

Не обмануть ожиданий пользователя, удовлетворить его информационные потребности, сделать доступной для него информацию - в этом заключается одна из важнейших социальных функций библиотек. Эта функция осуществляется библиотекой путем обслуживания, предоставления услуг

При невыполнении какой-либо из услуг библиотек, появляется проблема библиотечно-информационного обслуживания пользователей.

Библиотеки остаются, сегодня единственным открытым, доступным учреждением, где образовательные и самообразовательные потребности человека могут быть удовлетворены бесплатно. Особенно этот вопрос становится важным в связи с социальным расслоением общества. И не случайно, большую часть читателей составляют люди не самого высокого достатка: учащиеся, бюджетники и пенсионеры. Однако, некоторые современные библиотеки, слишком активно сегодня включились в предоставление платных услуг, забывая при этом своё бесплатное назначение. Такие проблемы существуют, к сожалению, в российском обществе на сегодняшний день. И эти проблемы библиотечно-информационного обслуживания всех категорий пользователей библиотек сегодня необходимо решать, в первую очередь на государственном уровне.

23 ноября 1994 года был принят Федеральный закон о библиотечном деле 1 (1 Закон о библиотечном деле принят в нашей стране впервые. С 1984 г. действовало лишь «Положение о библиотечном деле в СССР». В последние годы принимаются региональные законы о библиотечном деле).

В законе зафиксирована, в частности, такая норма, как приоритетность прав граждан в области библиотечного обслуживания по отношению к правам в этой области государства, любых его структур, общественных объединений, религиозных и других организаций. Подчеркиваются права пользователей библиотек на бесплатное получение информации о наличии конкретного документа, получение консультационной помощи. Впервые особо выделяются права таких групп пользователей библиотек, как национальные меньшинства, слепые и слабовидящие, лица, которые не могут посещать библиотеки в силу преклонного возраста и физических недостатков, пользователи детского и юношеского возраста. Устанавливается также ответственность пользователей библиотек.

23 сентября 2009 года был принят Закон «О библиотечно-информационном обслуживании населения города Москвы», он значительно расширил число бесплатных услуг, предоставляемых библиотеками. Среди них – демонстрация электронных ресурсов, поиск информации в справочно-поисковых источниках, ряд других. Особое внимание в законе уделено информационной функции библиотек, наряду с имеющимися у них образовательной и научно-просветительской функциями. Таким образом, документ не только закрепляет существующую сегодня в столице библиотечную систему, но и отражает вектор ее развития: превращение библиотек из «простых» книгохранилищ в информационные центры.

Закон «О библиотечно-информационном обслуживании населения города Москвы»в отличие от многих региональных правовых актов не дублирует федеральный закон «О библиотечном деле», а решает проблему расширения в условиях мегаполиса прав пользователей на основе модернизации библиотек города, внедрения современных технологий обслуживания читателей, создания новой системы библиотечно-информационного обслуживания населения Москвы «Библиогород».

Не уменьшая современные проблемы в области библиотечного обслуживания закон «О библиотечно-информационном обслуживании населения города Москвы» указывает на то, что библиотечно-информационное обслуживание должно быть доступным как для граждан РФ, так и для иностранных граждан и лиц без гражданства. Доступность обслуживания обеспечивается доступностью библиотек, созданием и государственной поддержкой библиотечной сети города. Определен перечень услуг, предоставляемых государственными публичными библиотеками бесплатно. В частности, безвозмездно предоставляются услуги по выдаче для временного пользования и чтения документов из библиотечного фонда, поиску информации в справочно-поисковом аппарате, демонстрации электронных ресурсов и др. Гарантируется обеспечение инвалидов документами на специальных носителях информации. Кроме того, лицам, которые не могут посещать библиотеки (лица преклонного возраста, инвалиды), предоставлено право на заочное или надомное обслуживание за счет средств городского бюджета.

Однако, человек, посещая библиотеку, приходит туда не только за книгой или электронным носителем информации. Библиотека была и до сих пор является местом, которое олицетворяет культуру на любом уровне, дает возможность человеку оторваться, отойти от того, что его гнетет: от политических противоречий, финансовых проблем. Людям нужны малые островки духовности в море сегодняшнего безразличия и равнодушия. Они помогают жить. И не случайно, если в библиотеку читатель пришел в детстве, то он не расстается с ней до самой старости, а вслед за ним идут его дети и внуки.

Таким образом, библиотечно-информационное обслуживание - это открытая, многоуровневая подсистема библиотеки по предоставлению разнообразных информационных услуг, ориентированная на пользователей. Поэтому функционирование этой подсистемы связано с мониторингом, анализом и оценкой состояния рынка реальных и потенциальных пользователей, их потребностей и ожиданий, исследованием развития информационно-культурных и образовательных услуг в регионе и состояния пользовательской среды внутри библиотеки, анализа качества предоставляемых самой библиотекой услуг, их соответствия потребностям пользователей. Для обеспечения этого и решения всех сегодня существующих проблем в области библиотечно-информационного обслуживания пользователей, необходимо осуществлять грамотное управление библиотечным обслуживанием. Управление библиотечным обслуживанием - совокупность процессов, с помощью которых уполномоченные лица поддерживают и направляют эту деятельность на удовлетворение потребностей пользователей.

Следовательно, для того чтобы грамотно производить библиотечно-информационное обслуживание и грамотно управлять им, нужно не только руководствоваться интересами пользователей, хотя они несомненно приоритетны, но и следовать кодексу профессиональной этики российского библиотекаря.

Список литературы

1. Антоненко, С. А. Обсуждение проекта «Кодекса профессиональной этики российского библиотекаря»\ С.А. Антоненко // Инф. бюлл. РБА. - 1997. - № 9. - С. 88.

2. Библиотечное обслуживание: теория и методика: учебник / под ред. А. Я. Айзенберга. – М.: МГУК. – 1996. – 200 с.

3. Бородина, А. В. Библиотечное обслуживание: учебно-методические материалы / В. А. Бородин. – СПб. – 2002. – 88 с.

4. Брежнева, В. В. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации предприятий / В. В. Брежнева, В. А. Минкина. – СПб.: Профессия. – 2004. – 304 с.

5. Дворкина, М. Я. Библиотечное обслуживание: новая реальность / М. Я. Дворкина. – М.: Профиздат. – 2000. – С. 24

6. Дворкина, М. Я. Библиотечное обслуживание как система/ М. Я. Дворкина. – М.: МГИК. – 1991. – 162 с.

7. Мелентьева Ю. П. Библиотечное обслуживание: учебник / Ю. П. Мелентьева. – М.: ФАИР. – 2006. – 256 с.

8. Работа с читателями: учебник для студентов библиотеч. фак. ин-тов культуры / под ред. В. Ф. Сахарова. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Книга. – 1970. – 351 с.

Профессиональная этика библиотекаря. Этический кодекс работников указанной сферы одной из азиатских стран содержит следующие постулаты: «Перед библиотекарем... стоят серьезные задачи по развитию общества и передаче наследия человечества. Эти обязанности могут выполняться в полной мере только при наличии глубокого осознания ответственности и нравственной чуткости во всех аспектах профессиональной деятельности» . И это не просто громкие слова. Библиотекарь - это не только лицо, выдающее книги читателям, составляющее каталоги, но и библиотерапевт - специалист, умеющий выслушать читателя и в зависимости от специфики его личности порекомендовать необходимую книгу. Сама аура читального зала способна оказывать на человека успокаивающее и благотворное воздействие!

Книга, возникшая еще 4000 лет назад, и сейчас продолжает служить человеку. При раскопках в Египте над входом в помещение библиотеки археологи обнаружили надпись: «Аптека для души». Книги оказывают сильнейшее влияние на мир человека. Умело подобранное чтение может оказать большую помощь. Слово способно вызвать душевный переворот в человеке, изменить его взгляды, а порой и его жизнь. А художественное слово, звучащее со страниц книги, тем более способно оказать благотворное влияние на настроение и мысли человека! Библиотечные фонды выполняют гуманистическую и просветительскую функции, что препятствует созданию лю- дей-роботов, живущих по законам общества потребления. Сущность просвещения раскрыл Ф.М. Достоевский. Он понимал под ним «свет духовный, озаряющий душу, просвещающий сердце, направляющий ум и указывающий ему дорогу жизни» .

К сожалению, для некоторых из нас, людей третьего тысячелетия, чтение кажется «неактуальным», «старомодным». Поэтому так важно привить молодежи любовь к книге. Библиотекарю стоит подумать над формами работы, способствующими формированию хорошего вкуса у подрастающего поколения. Например, можно разработать план деловой игры: «Полюби умную книгу». Подросткам, интересующимся жанром «фэнтези», можно тактично посоветовать обратиться к творчеству таких мастеров научно-фантастической литературы, как А. Толстой, А. Беляев, В. Обручев, К. Булычев, братья Стругацкие. Библиотеки могут стать просветительско-информационными центрами, где на первое место должна выйти именно библиотерапия - использование чтения для улучшения психологического состояния личности. Библиотерапевту следует помнить о позитивном влиянии книг . Например, философская литература способствует рефлексии, самоанализу. Детективная и приключенческая побуждает читателя к риску, раскованности, находчивости. Специальная научная литература дает объективную картину окружающего мира. Юмористические книги позволяют нам стать раскованнее, с юмором воспринимать некоторые из происходящих событий.

Драматургия предлагает читателю возможность идентифицировать себя с героем. Чтение «по ролям» пьес А.С. Грибоедова, А. П. Чехова и др. мастеров слова способствует нашему самораскрытию, умению встать на позицию другого. Драматическое искусство оставляет свободу для импровизации, мы невольно задумываемся об интонационном рисунке роли, подтексте диалогов и монологов героев.

Обращение к профессиональным аспектам этики ученого, педагога, библиотекаря неслучайно. Во-первых, это массовые профессии, с представителями которых каждый из нас сталкивался неоднократно. Во-вторых, это работники гуманитарной сферы, обращенной к человеческой личности, к правам и интересам окружающих людей. Знание основ речевого этикета, культуры поведения, умение слушать и выслушать другого - все это и должно стать фундаментом для формирования профессиональных компетенций будущего специалиста.

Введение

Библиотечная этика – это совокупность этических взаимоотношений, возникающих в процессе осуществления библиотечной деятельности, и их отражение в библиотечной теории.

Информационно-библиотечная этика - это совокупность этических взаимоотношений, возникающих в процессе осуществления деятельности библиотек по обеспечению доступности информации.

Кодекс библиотечной этики - совокупность этических норм и постулатов, выраженных в систематизированной документальной форме и принятых библиотечным сообществом с целью регулирования этических взаимоотношений, возникающих в процессе осуществления библиотечной деятельности.

Актуальность исследований в области библиотечной этики связаны с тем, что в современных условиях глобальные задачи развития общества имеют единую точку отсчета - значимость человека, уважение к его правам, приоритеты нравственных отношений между людьми.

Коренные преобразования, происходящие в нашем обществе по существу и направлены на утверждение этого измерения человека и заставляют с особым вниманием отнестись к системе общечеловеческих ценностей, идеалов и моральных принципов. Вопросы этики сегодня неизбежно возникают во всех сферах общественной жизни: политике, культуре, экономике, образовании. Пока не будет признана первостепенная важность культуры и образования и продуцируемых ими этических норм поведения и деятельности, общество не сможет стать ни цивилизованным, ни демократическим. Духовному оздоровлению людей во многом способствует библиотека, работа которой строится на нравственных установках, на сформировавшихся в профессии библиотекаря моральных принципах.

Библиотечная профессия и первоначальные этические представления о ней возникли в одно время с основанием первых библиотек. Уже в монастырских библиотеках действовали этические предписания для «выдавальщиков книг», которые первоначально носили «охранительный характер» по отношению к книгам. Потребовалось несколько столетий для того, чтобы нормы этического поведения сформировались в первые кодексы профессиональной этики.



Первый кодекс библиотечной этики был утвержден Американской библиотечной ассоциацией в 1938 г., последний - в 2006 г. в Венгрии. Период создания большей части документов, регламентирующих этику библиотекарей -это конец ХХ в.

Цель моей работы –изучение кодекса этики российского библиотекаря и рассмотрение основных этических проблем обслуживания современного пользователя.

Известно, что создание профессионального кодекса предполагает высокий уровень профессионального сознания, понимания своей миссии в обществе. Такой уровень сознания возможен только в свободном, демократическом обществе. Где сама профессия развивается свободно. Известно, что в России (СССР) как нигде, библиотечная профессия формировалась под воздействием политических факторов. Именно они, как отмечал в своих работах историк библиотечного дела В.И. Харламов, заставляли библиотекаря колебаться, определять свою роль то как просветительскую, то как идеологическую, вне зависимости от сущностных функций библиотеки. На процесс формирования профессионального сознания влияла, кроме того, и традиционная невостребованность профессионализма в нашей стране, и особая проницаемость библиотечной профессии для непрофессионалов, чьи позиции, амбиции и т. п. влияли на формирование зрелости самой профессии. Таким образом, длительное время наше профессиональное библиотечное сообщество не испытывало никакой потребности в профессиональном кодексе этики, так как отношения как с властью, так и с пользователями были жестко определены. Положение резко изменилось в последнее десятилетие, когда привычные схемы распались и библиотека, испытав сначала шок от того, что привычная почва уходила из-под ног, начала искать свое место в новой ситуации. Сказалось и техническое перевооружение профессии: библиотечное дело постепенно компьютеризируется, в связи с чем появились новые проблемы не только технического, но и гуманитарного характера.

Совокупность этических взаимоотношений, в которые вступает библиотечный работник, описанные в «Кодексе профессиональной этики российского библиотекаря» можно выразить следующим образом:

библиотекарь - социум; библиотекарь - пользователь; библиотекарь - коллеги, учреждение; библиотекарь - Я сам.

Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря принят Конференцией Российской библиотечной ассоциации 22 апреля 1999 года.

Библиотекарь:

Обеспечивает высокое качество и комфортность услуг, их доступность и разнообразие всем желающим через использование возможностей своего учреждения, а также привлечение других библиотечных ресурсов;

Рассматривает свободный доступ к информации как неотъемлемое право личности;

Противостоит ограничению доступа к библиотечным материалам и не допускает самовольного изъятия и необоснованного отказа (цензуры) на запрашиваемые документы;

Не несёт ответственности за последствия использования информации или документа, полученного в библиотеке;

Строит свои отношения с пользователями на основе уважения к личности и её информационным потребностям;

Охраняет конфиденциальность данных об информационной деятельности пользователя (за исключением случаев, которые предусмотрены законодательством);

Стремится к профессиональному совершенствованию, повышению уровня профессионального образования и компетентности;

Уважает знания коллег и охотно передаёт свои знания, видя в этом важнейшее условие развития профессии;

Относится с уважением ко всем коллегам, защищает их права, если они не противоречат этическим нормам и способствуют авторитету профессии;

Заботится о высоком общественном статусе своей профессии, стремится показать социальную роль библиотеки, укрепить её репутацию.

"Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря" отражает перемены в профессиональном сознании российского библиотекаря и отвечает современному характеру профессии, состоянию ее развития и социального и институционального окружения. В "Кодексе профессиональной этики российского библиотекаря" изложены этические нормы - стандарты профессионального поведения, отвечающие задачам и интересам библиотечной профессии, которых профессиональное сообщество России и в первую очередь Библиотечная ассоциация России рекомендует придерживаться. Во всем тексте "Кодекса профессиональной этики российского библиотекаря " под термином "библиотекарь" подразумевается весь библиотечно-библиографический и информационный персонал библиотеки, независимо от конкретного положения. В "Кодексе профессиональной этики российского библиотекаря" изложены основные положения библиотечной этики. Он, не детализируя ситуации, принципиально определяет верный в этическом смысле подход к решению проблемы. "Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря" служит не столько руководством к действию, сколько ориентиром в конкретной ситуации. "Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря" предлагает стандарты поведения, которых должны придерживаться все сотрудники, равно как и члены попечительских советов библиотек всех типов и видов, которые не хотят компрометировать положение и репутацию библиотечной профессии в обществе.

В настоящее время человеку, личности, нередко дилетанту, необходимо оперативно ориентироваться в потоке информации и отбирать необходимую именно ему. Информатизация общества обусловила необходимость появления профессии информационного работника. А тенденция развития общества такова, что информационным работником стал сегодня и классический библиотекарь. Ценности информационного обслуживания, отражающие смыслы профессии, лежат в основе информационной этики, вернее этики библиотекаря или информационного работника. .

Информация всегда играла чрезвычайно важную роль в жизни человека. Общеизвестно высказывание о том, что тот, кто владеет информацией, тот владеет и миром..

В последние десятилетия настойчиво говорят о переходе от «индустриального общества» к «обществу информационному». Происходит смена способов производства, мировоззрения людей, их образа жизни. Информационные технологии кардинальным образом меняют повседневную жизнь миллионов людей.

Информация стала одним из важнейших стратегических, управленческих ресурсов, наряду с ресурсами - человеческим, финансовым, материальным. Ее производство и потребление составляют необходимую основу эффективного функционирования и развития различных сфер общественной жизни. А это означает, что не только каждому человеку становятся доступными источники информации в любой части нашей планеты, но и генерируемая им новая информация становится достоянием всего человечества. В современных условиях право на информацию и доступ к ней имеют жизненную ценность для всех членов общества. Возрастающая роль информации в обществе явилась предметом научного осмысления.

Мир вступает в новую эру - информационную, в век электронной экономической деятельности, сетевых сообществ и организаций без границ. Приход нового времени радикально изменит экономические и социальные стороны жизни общества. Подобные изменения самым прямым образом касаются места человека в информационном мире. Человек меняется в соответствии с вектором информационно-технических характеристик общества. Однако это совсем не пассивное принятие новых условий производства и потребления. Человек выступает субъектом информационной реальности, далеко выходящей за информационно технические характеристики. Информатизация повседневной жизни и появление нового информационного поля человеческого бытия не проходит бесследно для жизненного мира человека. В электронном пространстве изменяются поведенческие стандарты и ценностные ориентации личности..

Возникает вопрос: как человеку, ориентироваться в потоке всей информации и отобрать необходимую именно ему. Информатизация общества обусловила необходимость появления профессии информационного работника.

Информациомнный рабомтник (англ. knowledge worker) -- работник умственного труда, чья деятельность связана с обработкой имеющейся информации и получением новой информации; включает программистов, аналитиков, специалистов по планированию и др.; иногда в эту группу включают всех работников, обладающих высоким уровнем образования или связанных с образованием..

Сегодня этому термину, введенному Друкером, исполнилось полстолетия и навыки информационного работника во многих случаях уже входят в число обязательных требований. Все это заставляет задуматься о том, какой образ приобретет информационный работник в современном обществе, какими навыками специалисты должны владеть в совершенстве уже сейчас и какие потребуются через несколько лет. На наш взгляд можно выделить следующее:

  • * информационная компетентность (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию);
  • * коммуникабельность;
  • * профессиональное самосознание;
  • * индивидуальный стиль деятельности и общения;
  • * интеллектуальная культура;
  • * творческий потенциал. Профессиональное самосознание включает:
  • * осознание правил и норм своей профессии;
  • * осознание этих качеств у других людей; учет оценки себя как профессионала со стороны коллег и абонентов, обращающихся за информацией;
  • * самооценивание своих отдельных сторон;
  • * положительное оценивание себя в целом, создание позитивной Я-концепции.

Индивидуальный стиль деятельности и общения обусловлен: способностью ориентироваться в ситуациях общения, способностью к эмпатии, коммуникативными умениями и навыками, речевыми способностями, направленностью личности (авторитарной, конформной, альтруистической, индифферентной, диалогической), способностью саморегуляции.

Под интеллектуальной культурой понимается целостное соединение таких профессионально значимых качеств как:

  • * широкая эрудиция, базирующаяся на историко-культурном фундаменте;
  • * профессиональная компетентность, основанная на необходимом запасе общепрофессиональных и специальных знаний, умений и навыков;
  • * методологическая оснащенность, гибкость и адаптивность мышления, обусловливающая инновационность профессионального поведения и способствующая пониманию условности имеющихся теоретических знаний и получению нового знания, приобретению новых практических умений и навыков..

Творческий потенциал включает определенный уровень развития:

  • * творческих способностей (оригинальности мышления, восприимчивости к проблемам, воображения, способности к формулировке новых определений и т.п.);
  • * интуитивности;
  • * личностных ориентаций;
  • * способности к саморазвитию.

Таким образом, одним из немаловажных профессиональных качеств любого специалиста является компетентность.

Если мы обратимся к трудам таких деятелей как Г. А. Алтухова, С. Д. Бородина, В. Г. Дригайло, В. Н. Мелентьева,. то увидим, что все вышеперечисленные качества они присваивали библиотекарю. Таким образом, тенденция развития общества такова, что классический библиотекарь стал теперь информационным работником.

Ценности информационного обслуживания, отражающие смыслы профессии, лежат в основе информационной этики, вернее этики библиотекаря или информационного работника. Понятие «этика» определяется как «одна из форм идеологии - учение о морали, её развитии, принципах, нормах, и роли в обществе», а также как «совокупность норм поведения, мораль какой-нибудь общественной группы, профессии»..

Профессиональная этика информационного работника реализуется в ходе общения, следовательно, прежде всего в процессе информационного обслуживания. В основе профессиональной морали, в том числе и информационного работника, лежат общечеловеческие нормы, которые дополняются специфическими профессиональными нормами. Среди общих норм - такие, как отношение к другому человеку как к самому себе и вытекающая отсюда ответственность. Известный философ и теолог XX в. Ганс Йонас в своей работе «Принцип ответственности, опыт этики для технологической цивилизации» обращает внимание на то, что в прошлом «благо или зло, составлявшие предмет забот деятельности, находились в непосредственной близости от действия - в самой практике или в ближайшем от неё удалении и не представляли собой объекта отдаленного планирования. Эта приближенность целей касается как времени, так и пространства».

Для информационного обслуживания тоже характерна приближенность целей (информационный работник должен выполнить запрос пользователя, обратившегося в информационную службу в данный момент). Однако, наряду с этим информационная деятельность всегда рассматривалась в широком контексте и была ориентирована на будущее и весьма отдаленное..

Поэтому проблема ответственности как ближайшей, так и связанной с будущим - важнейшая в профессиональной информационной этике. Сейчас это ответственность за обеспечение свободного доступа к информации, за точность, полноту её предоставления, и в то же время за сохранение источников информации, чтобы они могли использоваться не только настоящим, но и будущими поколениями. Это ответственность за внимание к потребностям пользователей, за качество предоставляемых услуг, комфортность информационной среды.

С одной стороны, информационный работник ответственен перед каждым конкретным пользователем настоящего и будущими пользователями как представитель социокультурного института, который призван выполнять определенные потребности пользователей и не обмануть их ожидания. С другой стороны, информационный работник ответственен перед пользователями как личность и специалист. И в том, и в другом качестве перед ним стоят этические задачи, которые он решает, исходя из своих этических установок, представлений о совести, личной ответственности.

В реальной практике информационный работник часто оказывается в противоречивой этической ситуации, например, между долгом обеспечить свободный доступ к книге, картине и т. п. и необходимостью их сохранности. Это, в сущности, противоречие между ответственностью перед конкретным настоящим пользователем и ответственностью перед будущими поколениями, которые не смогут ознакомиться с культурными ценностями, если они будут утеряны. Противоречие это, как отмечалось, заложено в функциях информационного учреждения.

Возможны и другие этические коллизии, например, в ситуации, когда правила пользования информационной службой предусматривают оплату через час работы пользователя в Интернет. Информационный работник при отсутствии очереди может разрешить пользователю поработать еще бесплатно, а может и не разрешить. Это будет зависеть от того, как информационный работник разрешит противоречие между сочувствием к материальному положению пользователя (ценность - пользователь) и ответственностью перед информационной службой в части её материальных проблем, а также возможной прибавкой к зарплате за платные услуги (ценность - материальные блага). . Примеры можно продолжить: разрешить читателю войти в хранилище и выбрать самому книги или нет; обслужить читателя, если он задержал книги или наказать; отложить книги в книжном магазине для постоянного покупателя или сразу продать; раскрыть руководителям конкретного сотрудника, родителям детей или другим лицам тайну чтения, характера взятой информации в связи с особыми обстоятельствами или нет; выдавать информацию, связанную с экстремистскими организациями или нет, и т. п. Подобные противоречия, как правило, решает сам информационный работник, руководствуясь, с одной стороны, общечеловеческой, профессиональной, с другой - индивидуальной моралью, определяемой его убеждениями, мотивами, ценностными ориентациями, идеалами, самооценкой и др. В выборе поведения информационному работнику может помочь знание законов, в которые заложены некоторые профессиональные нормы, например, требование свободного доступа к информации..

Нормы профессиональной этики могут быть представлены в кодексе профессиональной этики, но чаще моральные нормы передаются устно в коллективе (причем, в каждом коллективе нормы имеют свои особенности, связанные с нравственным климатом в этой группе)..

Эти нормы содействуют оптимизации отношений между руководителями и подчиненными, между самими информационными работниками, между информационными работниками и пользователями, между информационной службой и органами власти, другими внешними структурами (фирмами, организациями).

Основные этические требования к информационным работникам, которые изложены в современных документах, можно сформулировать следующим образом: признание и обеспечение свободы доступа пользователей к информации, конфиденциальности информации о пользователе, честность в диалоге с ним, готовность помочь пользователям, ответственность в выполнении их запросов, доброжелательность, вежливость..

В связи с формированием экологической этики некоторые её нормы должны быть включены в круг этических норм информационного работника, в частности, требование создания безопасных (психологически, в том числе) условий для поиска информации и работы с ней, организации комфортной информационной среды..

Информационному работнику в общении может помочь знание профессионального этикета как совокупности правил поведения в профессии. Правила этикета не заменяют этичности поведения, они являются внешней формой их проявления. Знание этикета важно как в обычных, так и в конфликтных ситуациях, т. к. позволяет реагировать автоматически, а не подыскивать форму поведения. Для формирования навыков этикета среди информационных работников проводятся специальные тренинги. Таким образом, основными проблемами этики информационного работника сегодня являются доступность информации и конфиденциальность информационной деятельности. Этические проблемы конфиденциальности ставят библиотекаря, информационного работника перед дилеммой: с одной стороны, следует придерживаться комплекса социальных обязанностей, а с другой -- защищать интеллектуальную свободу пользователей. Цензура, фильтрация информации применяется в большинстве российских библиотек, информационных центров, предоставляющих своим пользователям доступ в Интернет. Как правило, фильтруется информация порнографического характера, пропагандирующая насилие, развлекательные сайты, сайты с азартными играми, чаты и т. п. Подобная практика характерна для большинства европейских библиотек, однако принципиальное отличие от российских библиотек в том, что за рубежом содержание фильтрации становится объектом нормативного (или административного) регулирования и находит отражение в обязательном информировании читателей. Характерная особенность российских библиотек в данном вопросе решение об ограничении доступа к информации принимается на техническом уровне, без фиксации в правовых, регламентирующих актах. Только этические принципы сотрудников, их представления о добродетели и благочестии определяют решение вопросов доступа к информации, содержание информационного обслуживания в целом.

Вопросы профессиональной этики играют заметную роль в деятельности информационного работника. С момента возникновения профессии моральные установки специалиста оказывали значительное влияние на отношения коллег в коллективе, на общение их с пользователями. Основным качеством профессиональной морали библиотекаря всегда была гуманистическая направленность. Обладание высшими нравственными качествами составляет авторитет библиотечной профессии, определяет ее предназначение для общества, влияет на основу профессиональной морали, формирует только ей присущие характеристики. Профессиональный долг становится нравственной потребностью библиотекаря, и он осознает его в работе с пользователями.

Этика информационного работника и обслуживание пользователей -- взаимосвязанные понятия. Обслуживание означает сосредоточение на другом, оказание необходимых услуг, доброжелательную помощь в приобщении к источникам информации, создание здоровой атмосферы в профессиональной среде. Этика же включает в себя понятие о человеческом характере, природе поступков, потребностях людей и особенностях их общения. Изучив законы этики, осознав свой профессиональный долг, информационный работник чувствует ответственность за качество обслуживания, творчески относится к каждому запросу абонента..

Развитие теоретических и практических основ профессиональной этики во многом зависит от социально-политических и экономических условий жизни общества.. Существует закономерность: экономическая неустойчивость, падение нравов, политическая нестабильность вызывают повышение интереса к этическим проблемам, в том числе и к вопросам профессиональной этики. В настоящее время в библиотековедении проявляется значительный интерес к таким этическим вопросам, как свободный доступ к информации, цензура, конфиденциальность, приоритетное обслуживание, этика руководителя и ко многим другим, на которых ранее не акцентировалось внимание специалистов.

Профессиональная мораль имеет мировоззренческую направленность, что превращает ее не только в совокупность тех или иных норм и запретов, но и во внутренне упорядоченную систему, которая становится органическим элементом воспитания, формирует устойчивую потребность в научных знаниях о профессиональной нравственности, образует внутреннее единство профессиональных требований с требованиями социальными.

Процесс овладения профессиональной моралью, ее усвоение не может быть стихийным. Профессионал пропускает моральные нормы через специфику своего труда. Синтез общепринятых моральных норм и специфичных, присущих лишь определенной профессии и составляет содержание профессиональных кодексов.

Следует иметь в виду, что моральные нормы общества со временем меняются, периодически обновляются. История фиксирует эти изменения. Известны феодальная, крепостническая, коммунистическая и другие виды морали. Одновременно с этим сохраняются и прежние морально-профессиональные системы, которые уже не могут соответствовать требованиям времени, нравственному сознанию общества. В связи с этим нравственно-профессиональная подготовка специалиста должна быть сознательно организованной и целенаправленной. Профессиональная этика информационного работника выражает профессиональную нормативную самоценность морали, поэтому необходимо создавать этические кодексы, с помощью которых каждый специалист может сделать правильный нравственный выбор своего профессионального поведения.

Этика, с одной стороны, -- это следование ценностям, добродетелям, принципам, которые требуются людям, чтобы жить в мире и взаимном уважении. В этом смысле неизбежно появление информации, вызывающей скорее нравственную деградацию человека, чем его развитие.. С другой стороны, в понятие этики вкладывается и смысл поиска правды, гуманизации, свободы, стоящей над интересами государства. И тогда информация -- это «пики в борьбе за истину» и доверие к власти. Но в любом случае, проблемы защиты интеллектуальной свободы и существования цензуры в Интернете требуют от информационного работника самоопределения.

Неизбежным становится и появление дилеммы, Ї чем руководствоваться в вопросе доступа? По какому пути пойти? Что касается проблемы степени доступности Интернет-ресурсов, она имеет разные решения, однако сама профессия библиотекаря обязывает руководствоваться конкретными принципами, выработанными веками, диктует обращение к сложившимся этическим традициям.. Обслуживание же пользователей в виртуальной среде требует уже самоопределения. Очевидно, наша задача Ї уже сейчас найти оптимальный баланс между интеллектуальной свободой и нравственными ориентирами деятельности российской библиотеки.

Настоящий Кодекс определяет нравственные основы профессиональной деятельности российского библиотекаря.

Российский библиотекарь руководствуется следующими убеждениями:

  • - библиотека является необходимым и важнейшим учреждением, выполняющим информационную, образовательную, культурную, досуговую и другие функции, отвечающие потребностям личности и общества в целом;
  • - распространение знаний и информации является важным условием общественного развития, модернизации и процветания России, способствует социальной стабильности и справедливости;
  • - библиотечные ресурсы являются основой для сохранения, развития и распространения культурного достояния, духовных традиций, всего многообразия национальных культур и языков народов Российской Федерации и других стран;
  • - гуманизм является мировоззренческой основой библиотечной профессии;
  • - общественный характер библиотечной профессии основывается на чувстве социальной ответственности.

В отношения с обществом библиотекарь.

  • - руководствуется профессиональным долгом, а не личными взглядами или предпочтениями политических, экономических, религиозных и других организаций;
  • - противостоит цензуре, экономическим, политическим и иным барьерам при обеспечении доступа пользователей к информации, знаниям и культурному наследию;
  • - соблюдает установленные законом меры по предотвращению использования информации в целях насилия, распространения расовой и религиозной ненависти, национальной, политической и другой дискриминации;
  • - способствует позитивному межкультурному диалогу этнических, языковых и культурных групп, представленных в обществе;
  • - стремится к развитию партнерских отношений с органами власти, общественными организациями и различными учреждениями в целях содействия развитию библиотек и повышения их социальной значимости.

В отношения с пользователем библиотекарь

  • - уважительно и доброжелательно относится ко всем пользователям, реальным и потенциальным;
  • - обеспечивает высокое качество библиотечных услуг и высокий уровень культуры общения;
  • - обеспечивает права пользователя на поиск, отбор и получение информации и знаний, в том числе посредством современных информационно-коммуникационных технологий;
  • - обеспечивает права пользователя на доступ к культурным ценностям и инициирует участие пользователя в культурной жизни общества;
  • - обеспечивает равенство прав пользователей на библиотечное обслуживание, вне зависимости от их пола, расы, национальности, имущественного или должностного положения, политических или религиозных убеждений, состояния физического здоровья;
  • - способствует социализации личности, формированию гражданского сознания;
  • - содействует развитию информационной культуры личности;
  • - пропагандирует книгу и чтение как источник интеллектуального и духовного развития личности, способствует формированию и развитию культуры чтения;
  • - содействует интеллектуальному и духовному развитию пользователей-детей и юношей;
  • - не рекомендует недостоверные, заведомо ложные материалы, сознает опасность и вред, который они могут нанести личности и обществу;
  • - защищает право пользователя на частную жизнь и конфиденциальность сведений о его информационной деятельности, руководствуясь при этом чувством социальной ответственности.

В отношениях с коллегами библиотекарь

  • - проявляет доброжелательность, уважение и честность;
  • - участвует в формировании корпоративной культуры коллектива и следует ей в целях эффективной совместной работы и товарищеской взаимопомощи;
  • - способствует профессиональному становлению молодых кадров;
  • - соблюдает принцип конфиденциальности личной информации;
  • - стремится заслужить свою репутацию профессионализмом и моральными качествами, не прибегает к нечестным приемам соперничества;
  • - результаты сторонней интеллектуальной деятельности использует добросовестно, не допуская плагиата.

По отношению к своей профессии библиотекарь

  • - стремится к профессиональному развитию и повышению квалификации, культурному самообразованию как неотъемлемым условиям выполнения своей социальной миссии и профессионального долга;
  • - прилагает усилия к повышению социального престижа своей профессии и признанию ее перспективной роли в информационном обществе;
  • - заботится о своем внешнем виде как неотъемлемой части формирования позитивного имиджа профессии;
  • - в ходе профессиональной деятельности не допускает получения личной материальной или иной выгоды за счет пользователей, коллег, книготорговых фирм и других поставщиков товаров и услуг;
  • - не совершает поступков, наносящих ущерб престижу библиотечной профессии, заботится о ее высоком общественном признании.

Соблюдение кодекса.

Знание и соблюдение Кодекса является делом чести, совести и профессиональной ответственности каждого российского библиотекаря.

РБА проводит работу по пропаганде Кодекса среди библиотекарей.

Совет РБА рассматривает случаи нарушения Кодекса, которые нанесли серьезный ущерб престижу библиотечной профессии..

1.3. Сущность профессиональной этики библиотекаря

Профессиональная мораль библиотекаря основывается на непосредственном общении с людьми, на постоянном внимании к их интересам, стремлении наиболее полно удовлетворить читательские запросы. От нравственных установок библиотекаря зависит не только успешная работа библиотеки, но и развитие научного, культурного, духовного потенциала общества.

Библиотечная этика насыщена гуманистическими аспектами. Она регулирует поведение библиотекаря так, чтобы укреплялся его авторитет, раскрывалась общественная значимость профессии. Кроме обладания общезначимой моралью, библиотекарю необходимо обладать еще и высшими нравственными качествами. Это составляет основу профессиональной морали библиотекаря и влияет на формирование только ему присущей профессиональной этики.

Труд библиотечного работника не может быть строго формализован. От библиотекаря требуется не только высокая квалификация, но и глубокое осознание своего морального долга перед посетителями библиотек. В этом случае профессиональный долг становится нравственной потребностью. А это значит, что в профессии библиотекаря действуют специфические требования и нормы нравственности, сочетающие в себе как теоретический, так и прикладной и практический аспекты.

Профессиональная этика библиотекаря - это совокупность специфических требований и норм нравственности при выполнении им профессиональных обязанностей по обслуживанию потребителей информации. Она формирует у библиотекаря понятие своего профессионального долга и чести, прививает навыки культуры общения и высокого профессионализма.

Нравственная оценка профессии библиотекаря обусловливается двумя факторами. Во-первых, тем, что библиотечная профессия дает объективно обществу, как способствует его развитию, во-вторых, тем, что она дает профессионалу субъективно, в смысле нравственного на него воздействия. Признаками сформировавшейся профессии служат ее определившиеся функции, цели, общественное назначение. Профессия определяет свою специфическую среду общения, которая, в свою очередь, определяет взаимоотношения людей, диктует свои правила, которые необходимо принимать, хотят того люди или нет. Специфические отношения складываются и внутри профессиональной группы, формируются и своеобразные связи.

В библиотечной профессии существует свое неповторимое своеобразие ситуаций, трудностей и даже опасностей, «работа» с которыми требует профессиональных знаний, педагогического такта, психологических реакций. Библиотекарь имеет свои «запреты», «моральные искушения», «моральные доблести», «потери» и т. д. Для решения этих специфичных проблем необходимы четкие представления о трудовой и профессиональной морали, ее истории, философии и практике. Эти знания помогут специалисту определить отношение к работе, понять ее смысл и значение, которое она имеет в его жизни. Важно также осознать, как складываются отношения с коллегами в процессе работы, как на них влияют организация производства и оплата труда, какие склонности и идеалы людей обеспечивают эффективный труд, а какие, напротив, мешают, негативно сказываются на взаимоотношениях в трудовом коллективе.

В профессиональную деятельность библиотекарь вовлекается с субъективным миром чувств, ощущений, стремлений, со своими критериями нравственных установок, субъективным пониманием своего места в профессии.

В многофункциональной деятельности библиотекаря более, чем в какой-либо другой, общество принимает во внимание не только уровень образования, объем специальных знаний, умений, навыков, но и нравственные качества работника, под которыми понимаются устойчивые проявления нравственного сознания в поведении и поступках. Здесь моральный облик занимает особое место, иногда он играет главную роль в решении профессиональных задач.

Профессиональная деятельность, объектом которой выступают живые люди, образует сложную систему взаимопереходящих, взаимообусловливающих нравственных отношений. В эту сложную систему моральных отношений входят в первую очередь:

Законодательная база профессии,

Отношение библиотекаря к читателю,

Отношение специалиста к коллегам,

Отношение специалиста к обществу.

Эти взаимоотношения наряду с библиотековедением изучаются еще и многими другими дисциплинами: педагогикой, психологией, социологией, информатикой и т. д. Каждая из этих дисциплин вычленяет и исследует определенный аспект трудовой деятельности библиотекаря. Необходимо заметить, что устоявшиеся подходы вызывают сегодня далеко не однозначное к себе отношение. Педагогика, например, до недавнего времени реализовывалась в библиотековедении в основном своем направлении - руководстве чтением. Сегодня же на страницах специальной библиотечной печати ведется активная дискуссия о правомерности вторжения в процесс чтения и нравственности самого этого действа.

Вопросы психологии чтения, напротив, получили активное развитие, со многих из них снято «табу» и к до недавнего времени запретным и полудоступным психологическим учениям специалисты имеют широкий доступ.

Произошли существенные изменения и в социологических исследованиях чтения. Сегодня библиотечные работники заинтересованы не только в получении правдивой информации, но и донесении ее во всем объеме до пользователя, не испытывая при этом жесткого давления бюрократических структур.

В информатике активно развиваются процессы свободного предоставления информации, ломаются жесткие рамки цензуры, автоматизируются и компьютеризируются процессы обслуживания читателей.

Весь комплекс наук, изучающий сложный процесс отражения профессиональных отношений в нравственном сознании библиотекаря, в его профессиональных взаимоотношениях, в выработке нравственных норм, позволяет провести четкую грань между спецификой библиотечного труда и явлениями, не имеющими прямого отношения к профессиональной деятельности библиотекаря, что позволяет осмыслить библиотечную профессию в свете общественных задач, определить цели профессии и ее место в обществе.

Из книги Основы дзэн-буддизма автора Судзуки Дайсэцу Тэйтаро

Из книги Аспекты мифа автора Элиаде Мирча

Сущность предшествует существованию У религиозного человека сущность предшествует существованию. Это одинаково равноценно и для человека «примитивных» и восточных обществ, и для еврея, и для христианина, и для мусульманина. Человек, каким он является в настоящее время,

Из книги Этика: конспект лекций автора Аникин Даниил Александрович

1. Понятие этики Понятие «этика» происходит от древнегреческого ethos (этос). Сначала под этосом понималось место совместного проживания, дом, жилище, звериное логово, гнездо птицы. Затем им стали главным образом обозначать устойчивую при–роду какого-нибудь явления, нрав,

Из книги Общая социология автора Горбунова Марина Юрьевна

27. Сущность социального взаимодействия Социальное взаимодействие является обобщенным понятием, центральным для целого ряда социологических теорий. В основе этого понятия лежит представление о том, что социальный деятель, индивид или общество всегда находятся в

Из книги Теория культуры автора Автор неизвестен

14.1. Истоки и сущность постмодернизма Рассмотрение постмодернизма следует начинать с его истоков и начал. Еще Аристотель высказал мысль о том, что ключ к пониманию сущности какой–либо вещи лежит в изучении ее происхождения.Один из теоретиков постмодернизма, У. Эко,

Из книги Сострадание и личность. Мировое сообщество и необходимость всеобщей ответственности автора Гьяцо Тензин

Из книги Культурология: Учебник для вузов автора Апресян Рубен Грантович

16.2. Проявление профессиональной педагогической культуры Некоторые педагоги, обремененные опытом выживания в авторитарном образовании, уверены, что годы работы в школе автоматически дают профессиональную культуру, а использование тех или иных приемов или, как говорят,

Из книги Японская цивилизация автора Елисеефф Вадим

Из книги Опыты по эстетике классических эпох. [Статьи и эссе] автора Киле Петр

Сущность Ренессанса - гуманизм Ярчайший расцвет искусств и мысли, с блистательными именами гениальных поэтов, художников, мыслителей, ученых и мореплавателей, имел свои первопричины и источники, порою парадоксальные.«Как известно, - пишет Алексей Лосев в «Эстетике

Из книги Запросы плоти. Еда и секс в жизни людей автора Резников Кирилл Юрьевич

Из книги Профессиональная этика библиотекаря автора Алтухова Галина Алексеевна

1. Теоретические основы профессиональной этики 1.1. Предмет и назначение этики как науки Этика - философская наука. Она изучает систему норм нравственного поведения людей, их обязанностей по отношению к обществу и друг к другу. В словаре по этике указывается, что

Из книги Искусство Востока. Курс лекций автора Зубко Галина Васильевна

2. Этические аспекты профессионализма библиотекаря

Из книги автора

2.3. Риторика библиотекаря Профессия библиотекаря, как и профессия педагога, журналиста, артиста, требует искусства владения речью. В умении профессионально рекомендовать книги, аргументировать свою точку зрения, вести дискуссию библиотекарь не может опираться лишь

Из книги автора

4. Законодательные основы профессиональной этики библиотекаря 4.1. Исторические закономерности создания профессиональных кодексов Профессиональная мораль как элемент общественного сознания может существовать на различных уровнях: в виде бессистемного, в какой-то

Из книги автора

4.2. Кодексы профессиональной этики библиотекаря В 1903 году американка Мери Плуммер формулирует первые этические установки в библиотечной профессии. Они не сразу были приняты профессионалами, лишь в 1938 г. на заседании Американской библиотечной ассоциации был утвержден

Из книги автора

Сущность каллиграфии как искусства Дальневосточная каллиграфия – не просто система письма, это один из ведущих видов искусства, обладающий своим, глубинным смыслом. Восприятие каллиграфии требует определенного уровня интеллектуальной и духовной культуры;



Поделиться