Декоративно-прикладное искусство. Презентация на тему "декоративно-прикладное искусство" презентация на тему декоративно прикладное искусство

Декоративно-прикладное творчество Это создание высокохудожественных изделий мастерами народного творчества. Произведения декоративно-прикладного искусства эстетически обогащают быт человека, удивляя своей красотой, мастерством исполнения. Это создание высокохудожественных изделий мастерами народного творчества. Произведения декоративно-прикладного искусства эстетически обогащают быт человека, удивляя своей красотой, мастерством исполнения.




ВИДЫ ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА При обработке различных материалов (металл, дерево, керамика, стекло, текстиль и др.) в декоративно-прикладном искусстве используются литье, ковка, чеканка, гравирование, резьба, роспись, инкрустация, вышивка, плетение и т.д. При обработке различных материалов (металл, дерево, керамика, стекло, текстиль и др.) в декоративно-прикладном искусстве используются литье, ковка, чеканка, гравирование, резьба, роспись, инкрустация, вышивка, плетение и т.д.


БЕРЕСТЯНЫЕ ИЗДЕЛИЯ Удивительные свойства бересты еще издавна считались незаменимыми в быту. Бересту (верхний слой коры березы) использовали для изготовления посуды. Прочность, гибкость, устойчивость против гниения – вот главные качества этого материала. Прорезная береста используется для украшения. Удивительные свойства бересты еще издавна считались незаменимыми в быту. Бересту (верхний слой коры березы) использовали для изготовления посуды. Прочность, гибкость, устойчивость против гниения – вот главные качества этого материала. Прорезная береста используется для украшения.


ВЫШИВКА Старинный вид рукоделия, связанный с созданием праздничной одежды, предметов убранства, жилого интерьера, подарков, изделий для ритуальных обрядов. Различают такие виды вышивки: гладь, крестом, филейно-гипюрная и др. Старинный вид рукоделия, связанный с созданием праздничной одежды, предметов убранства, жилого интерьера, подарков, изделий для ритуальных обрядов. Различают такие виды вышивки: гладь, крестом, филейно-гипюрная и др.


Художественные ручные кружева Это узорная сетчатая «ткань»,представляющая собой произведение декоративно-прикладного искусства. На Руси кружевоплетение существовало уже в 18 веке. Современные кружевницы создают замечательные работы удивительной красоты.


ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ ПОДНОСОВ В начале 19 века в деревне Жостово появились лаковые подносы с цветочной росписью. В самобытном искусстве мастеров реалистическое сочетание живой формы цветов и плодов с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках и пр. В начале 19 века в деревне Жостово появились лаковые подносы с цветочной росписью. В самобытном искусстве мастеров реалистическое сочетание живой формы цветов и плодов с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках и пр. В начале 19 века в деревне Жостово появились лаковые подносы с цветочной искусстве мастеров реалистическое сочетание живой формы цветов и плодов с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках и пр. В начале 19 века в деревне Жостово появились лаковые подносы с цветочной искусстве мастеров реалистическое сочетание живой формы цветов и плодов с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках и пр.


ХОХЛОМА «Мерцающее золото» - так называют хохломские изделия. Они привлекают не только красотой орнамента. Их ценят за прочное лаковое покрытие, ими можно пользоваться в повседневной жизни. Свое название роспись получила от крупного торгового селения Хохломы, где издавна проходили ярмарки и куда привозили свои изделия мастера росписи по дереву. «Мерцающее золото» - так называют хохломские изделия. Они привлекают не только красотой орнамента. Их ценят за прочное лаковое покрытие, ими можно пользоваться в повседневной жизни. Свое название роспись получила от крупного торгового селения Хохломы, где издавна проходили ярмарки и куда привозили свои изделия мастера росписи по дереву.


ГЖЕЛЬ Белоснежные фарфоровые чайники, подсвечники, часы, фигурки людей и животных, украшенные синей росписью,- называют «гжель» по имени небольшой подмосковной деревни Гжель. Белоснежные фарфоровые чайники, подсвечники, часы, фигурки людей и животных, украшенные синей росписью,- называют «гжель» по имени небольшой подмосковной деревни Гжель.


С каждым годом возрастает интерес к декоративно-прикладному искусству и народному творчеству. Причин тому немало: это и отторжение обезличенных и шаблонных вещей машинного производства, дорогих и порой неудобных; и желание раскрыть свои возможности в создании практичных, удобных и привлекательных изделий, необходимых человеку в его жизни. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1 слайд

2 слайд

«Работа хороша, если в ней польза и душа. Не то золото, что дорого и блестит, А то дорого, что руками мастера создано».

3 слайд

4 слайд

Богат Подмосковный край народными традициями, разнообразными народными промыслами. Известнейший среди них – Жостово –славу которому создали расписные лаковые подносы. . В России первые лакированные подносы из металла изготовили на Урале в начале XVIIIв.. В 1830г. в Жостове было основано производство подносов из железа, которые имели повышенный спрос. Выкованные металлические изделия грунтуют, шлифуют, лакируют, затем расписывают масляными красками и покрывают лаком. “Жостовские кисти” На жостовском подносе В зеркальной глади лака Ржаная медь колосьев, Степной румянец мака. Багрянец поздних листьев. Лесной подснежник первый… А жостовские кисти Нежнее легкой вербы.

5 слайд

Палехская роспись - лаковая миниатюра отражающая жизнь народа, русские былины, природу. В своих работах мастера создают красоту своего края. В конце 19 века была распространена иконопись. На ее основе возникла чернолаковая миниатюра - это лаковые шкатулки, мебель, предметы посуды.

6 слайд

Чудо с синими цветами, Голубыми лепестками, Синими цветочками, Нежными виточками. На белом фарфоре, Как на заснеженном поле, Из – под белого снежочка. Растут синие цветочки. Неужели, неужели, вы не слышали о Гжели? К юго-востоку от Москвы разместилось село Гжель. Происхождение этого названия краеведы связывают со словом “жечь”, которое имеет прямое отношение к промыслу – изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. При изготовлении предметов принимают участие люди 40 профессий. Почти все операции выполняются вручную. Мастерицы расписывают изделия с большой любовью, вкладывают в них частичку своего сердца, доброту души.

7 слайд

Разновидность гжели, дивная по красоте роспись по эмали, зародившаяся в конце XVIII в. в Ростове. В переводе финифть (греч.) - светлый, блестящий камень. И действительно, белоснежные пластинки из стекловидных сплавов, обожженные при высокой температуре, тверды, как камень, а роспись на них драгоценно сияет. В экспозиции ростовского архитектурного музея-заповедника представлены работы старых мастеров: нагрудные иконки, образки, как называемые дробницы – эмалевые вставки, которыми украшали церковную утварь, здесь же и лучшие изделия современных умельцев промысла – женские украшения с цветочной росписью, миниатюрные портреты и пейзажи на крохотных шкатулках.

8 слайд

Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных, в разноцветных сарафанах в гости к нам они идут. Угадайте, как зовут? Их знают во всех городах и селах – это исконно русский сувенир для иностранцев. Первая матрешка появилась почти 100 лет назад. Игрушечных дел мастер (В. Звездочкин) из Сергиева Посада сделал разбирающуюся игрушку и раскрасил ее. Получилась русская матрешка прообраз Матрены (имя, которое было очень распространено в то время). Все матрешки отличаются друг от друга, сегодня на них переносят образы знаменитых людей.

9 слайд

10 слайд

Издавна делали и расписывали деревянные изделия в лесных заволжских деревеньках Новопокровское, Куличино, Семеново, Хрящи. И зовут ее хохломской. Везут деревянный товар в большое торговое село Хохлома. Оттуда разлеталась жар-птицами чашки да ложки по земле. Хохломской росписью расписывали различную домашнюю утварь: посуду, прялки, шкатулки. Кисть хохломская! Большое спасибо! Сказывай сказку для радости жизни! Ты как душа у народа, красива, Ты, как и люди, служишь Отчизне!

11 слайд

Зародившись в 30 км от Хохломы, городецкая роспись сразу нашла свое русло. Там, где у хохломы дела вершили 4 цвета, городецкие краски пылали всей палитрой. Хохломские краски калили, подвергали термической обработке. Городецкая же роспись – холодная. А сам рисунок? Сюжеты «мещанского быта”. Так с прялочных донец и покатилась слава приузольских резчиков и живописцев по России. После возрождения промыслов роспись перенесли с прялок на новые формы: солонки, разделочные доски, игрушки, детскую мебель и т.д.

12 слайд

Особое место в художественных промыслах Центральной России занимает изготовление игрушек. Еще в XVII в. изготовлением игрушек занимались художественные мастерские при Троицко- Сергиевской лавре, где работали резчики, лепщики, столяры. Позже в этом районе возник кустарный промысел по изготовлению игрушек (коней. Троек, барынь). Центр этот и сейчас сохраняет за собой ведущее место по производству таких игрушек. Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей. В ней нету света дымного, А есть любовь людей…

13 слайд

Керамическая игрушка – традиционное искусство народных промыслов. До сих пор фигурные сосуды, игрушки, керамическую посуду делают во многих городах и селах (Филимоново, Торжок, Сергиев Посад и др.).

Наталья Орехова
Презентация декоративно - прикладное искусство

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 «Аленький цветочек» Проект «»

Воспитатель :

Орехова Наталья Михайловна

2015-2016 г. г.

«Самым высоким видом искусства , самым талантливым, самым гениальным является народное искусство , то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронёс через столетия». М. И. Калинин.

Актуальность проекта

Работа по воспитанию и развитию у детей национального чувства, чувство гордости за своих предков, уважение к истории и традициям родного края, чувство национального самосознания.

Характеристика проекта

Познавательно – творческий

Долгосрочный (ноябрь – март)

Групповой

Участники : воспитатель, дети, родители

Цель :

Обобщать знания детей о декоративно – прикладном искусстве .

Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству. Обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей. Педагогов в ходе реализации проекта

Задачи :

Воспитательные :Воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству . Воспитывать любовь к народному творчеству. Воспитывать уважение к работе народных мастеров. Воспитывать эстетические и этические чувства. Воспитывать любознательность; научить работать самостоятельно и творчески; Побудить родителей к активной работе, к проблеме формирования эстетических и нравственных качеств у детей.

Развивающие :Развитие познавательной активности детей. Развивать чувства цвета, композиционные умения. Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.

Образовательные : Познакомить детей с народными промыслами. Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – дымковской , хохломской, городецкой, гжельской росписью. Вызвать интерес у детей к народному творчеству. Закрепить умение выразительно читать стихи, исполнять песни. Учить понимать образный смысл загадок. Закрепить умение сочетать движения и речь. Учить видеть красоту и своеобразие дымковской, хохломской, городецкой, гжельской росписи. Учить детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей. Учить использовать растительные элементы. Научить детей ориентироваться в различных видах росписи. Учить наблюдать за живой природой.

Планируемые результаты проекта

Знание детьми народных промыслов, умение различать их виды;

положительная динамика сформированности нравственных качеств, эстетического восприятия, степени овладения детьми декоративным рисованием ;

обогащение предметно – развивающей среды;

пополнение дидактического материала по разделу «Декоративно – прикладное искусство » ;

повышение заинтересованности родителей в решении проблем эстетического и нравственного воспитания детей

Этапы реализации проекта :

1 этап. Подготовительный. Деятельность педагога

Ввести в игровую ситуацию.

Сформировать проблему.

Определить задачи. Определить продукт проекта :Деятельность детей

Вживаются в игровую ситуацию.

Осознают проблему.

Принимают задачи проекта.

2 этап. Организация работы над проектом.

Деятельность педагога :

Помогает в решении задач.

Помогает спланировать деятельность.

Организует деятельность.

Консультация для родителей (папка - передвижка) на тему : «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»; «Художественно – эстетическое воспитание детей в семье» .

Деятельность детей :

Объединение в рабочие группы.

Распределение ролей.

3 этап. Практическая деятельность.

Деятельность педагога :

Практическая помощь.

Направляет и контролирует осуществление проекта. Деятельность детей :

Используют иллюстрации.

Работа над поделками.

В процессе работы делятся впечатлениями, оказывают помощь друг другу.

4 этап. Презентация .

Деятельность педагога :

Подготовка к презентации проекта «Россия родина моя!» .

Выставка детских работ по теме «Декоративно прикладное искусство » .

Музыкальное развлечение «Масленица» .Деятельность детей :

Готовят костюмы.

Рассказывают о народных промыслах.

Читают стихи.

Загадывают и отгадывают загадки.

Исполняют песни, частушки, танцы.

Водят хороводы.

Играют в народные музыкальные игры.

5 этап. Роль родителей в реализации проекта.

Чтение и заучивание стихов.

Рассматривание иллюстраций.

Подбор иллюстрации, информации для оформления альбома по декоративно – прикладному искусству .

Изготовление поделок.

Помощь родителей в изготовлении атрибутов для праздника.

Пути реализацииХудожественно – эстетическое развитиеХудожественное творчество

Раскрашивание плоскостных силуэтов красками : «Волшебные лошадки» , «Сказочные птицы» .

Рисование элементов хохломской росписи, городецкой, гжельской, дымковской.

Частушки.

Познавательное развитие. ФЭМП.

Ориентировка на листе бумаги (рисование, аппликация) .

Ориентировка в пространстве.

Умение складывать из частей целое, дидактическая игра «Собери целое» .

Познавательное развитие. ФЦКМ.

Целевая экскурсия в природу (рассмотреть травку, сравнить с травкой в хохломской росписи) .

Беседы : «В гости к городецким мастерам» , «хохломским» , «гжельским» , «дымковским»

Художественная литература.

Чтение стихов : П. Синявский «Хохломская роспись» , В. Набоков «Хохлома» .

Заучивание стихов.

Загадывание загадок.

Основы народного и декоративного – прикладного искусства Л . В. Орлова «Хохломская роспись» .

Основы народного и декоративного - прикладного искусства Ю . Г. Дорожин «Городецкая роспись» .

Основы народного и декоративного – прикладного искусства Ю . А. Межуева «Сказочная гжель» .

Речевое развитие. Развитие речи.

Активизировать словарь : растительный орнамент, завиток, капелька, травка, элемент, листочки, точки, линии, купавка, бутон, розан, ромашка, «Золотая хохлома» , гжель, городецкая роспись.

Социально - коммуникативное развитие. Дидактические игры :

«Обведи элемент» , «Обведи и раскрась» , «Собери целое» , «Обведи рисунок» , «Продолжи рисунок» , «Найди пару» .

Физическое развитие. Физическая культура.

Без знания детьми культуры Родины, истории развития народного промысла не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка. Народное искусство способствует развитию творческих способностей, воображения, мышления у детей.

Культуру России невозможно представить себе без народного искусства , которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Публикации по теме:

«Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения детей к народной культуре» Введение Народная культура является одним из важных элементов любой нации, поскольку она несет в себе опыт прошлых поколений, который складывался.

На тематической недели по теме "Знакомство детей с народными промыслами". Провела продуктивную деятельность

Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco
- украшаю) - широкий раздел изобразительного
искусства, который охватывает различные отрасли
творческой деятельности, направленной на
создание художественных изделий с утилитарными
и художественными функциями. Собирательный
термин, условно объединяет два обширных рода
искусств: декоративное и прикладное. В отличие
от произведений изящного искусства,
предназначенных для эстетического наслаждения и
относящихся к чистому искусству,
многочисленные проявления декоративноприкладного творчества могут иметь практическое
употребление в повседневной жизни.

История развития прикладного искусства

Декоративно-прикладное искусство существовало уже на
ранней стадии развития человеческого общества и на протяжении
многих веков являлось важнейшей, а для ряда племён и
народностей основной областью художественного творчества.
Древнейшим произведениям декоративно-прикладного искусства
свойственны исключительная содержательность образов, внимание
к эстетике материала, к рациональному построению формы,
подчёркнутой декором. В традиционном народном творчестве эта
тенденция удержалась вплоть до наших дней.
С началом классового расслоения общества всё большее
значение приобретает интерес к богатству материала и декора, к их
редкостности и изысканности. Выделяются изделия, служащие
целям представительности (предметы для культовых ритуалов или
придворных церемоний, для убранства домов знати), в которых
ради повышения их эмоционального звучания мастера нередко
жертвуют бытовой целесообразностью построения формы.

Характеристика декоративно-прикладного искусства:

обладают эстетическим качеством;
рассчитаны на художественный
эффект;
служат для оформления быта и
интерьера.

Классификация отраслей декоративно-прикладного искусства:

по материалу (металл, керамика,
текстиль, дерево);
по технике выполнения (резьба,
роспись, вышивка, набойка, литьё,
чеканка, интарсия и т. д.);
по функциональным признакам
использования предмета (мебель,
игрушки).

Шитьё - создание на материале стежков и швов
при помощи иглы и ниток, лески и т. п. Шитьё одно
из древнейших технологий производства,
возникшее ещё в каменном веке.
Цветоделие - изготовление женских
украшений из ткани в виде цветов
Пэчворк (шитье из лоскутков), лоскутное
одеяло - лоскутная техника, лоскутная
мозаика, текстильная мозаика - вид
рукоделия, при котором по принципу
мозаики сшивается цельное изделие из
кусочков ткани.
Стёганые изделия, квилтинг -
прошитые насквозь два куска ткани и
положенный между ними слой ватина или
ваты.

Виды декоративно-прикладного искусства:

Вышивание - искусство
украшать самыми разными узорами
всевозможные ткани и материалы,
от самых грубых и плотных, как,
например: сукно, холст, кожа, до
тончайших материй - батиста,
кисеи, газа, тюля и пр.
Инструменты и материалы для
вышивания: иглы, нитки, пяльцы,
ножницы.

Виды декоративно-прикладного искусства:

Вязание - процесс
изготовления изделий из
непрерывных нитей путём
изгибания их в петли и
соединения петель друг с
другом с помощью
несложных инструментов
вручную или на
специальной машине.

Виды декоративно-прикладного искусства:

Художественная обработка
кожи - изготовление из кожи
различных предметов как
бытового, так и декоративнохудожественного назначения.

Виды декоративно-прикладного искусства:

Ткачество - производство ткани на
ткацких станках, одно из
древнейших человеческих ремёсел.

Виды декоративно-прикладного искусства:

Ковроткачество - производство
ковров.

Виды декоративно-прикладного искусства:

Выжигание - на поверхность какого-либо
органического материала при помощи раскалённой
иглы наносится рисунок.
Выжигание по дереву
Выжигание по ткани
(гильоширование) - техника
рукоделия, подразумевающая отделку
изделий ажурным кружевом и
изготовление аппликаций выжиганием
с помощью специального аппарата.
По другим материалам
Горячее тиснение - технология
художественной маркировки продукции
методом горячего тиснения.
Обработка древесины кислотами

Виды декоративно-прикладного искусства:

Художественная резьба - один из
древнейших и широко распространенных
видов обработки материалов.
Резьба по камню - процесс
формирования нужной формы,
который осуществляется
посредством сверления,
полировки, шлифовки,
распиловки, гравировки и т. д.
Резьба по кости - вид
декоративно-прикладного
искусства.
Резьба по дереву

Виды декоративно-прикладного искусства:

Рисование по фарфору, стеклу

Виды декоративно-прикладного искусства:

Мозаика - формирование
изображения посредством
компоновки, набора и
закрепления на
поверхности разноцветных
камней, смальты,
керамических плиток и
других материалов.

Виды декоративно-прикладного искусства:

Витраж - произведение
декоративного искусства
изобразительного или
орнаментального характера из
цветного стекла, рассчитанное на
сквозное освещение и
предназначенное для заполнения
проёма, чаще всего оконного, в
каком-либо архитектурном
сооружении.

Виды декоративно-прикладного искусства:

Декупаж - декоративная
техника по ткани, посуде,
мебели и пр.,
заключающаяся в
скрупулёзном вырезании
изображений из бумаги,
которые затем наклеиваются
или прикрепляются иным
способом на различные
поверхности для
декорирования.

Виды декоративно-прикладного искусства:

Лепка, скульптура,
керамическая
флористика - придание
формы пластическому
материалу с помощью рук
и вспомогательных
инструментов.

Виды декоративно-прикладного искусства:

Плетение - способ изготовления более жестких
конструкций и материалов из менее прочных
материалов: нитей, растительных стеблей, волокон,
коры, прутьев, корней и другого подобного мягкого
сырья.
Бамбук - плетение из бамбука.
Берёста - плетение из верхней коры березы.
Бисер, бисероплетение - создание украшений,
художественных изделий из бисера, в котором, в
отличие от других техник, где он применяется,
бисер является не только декоративным
элементом, но и конструктивно-технологическим.
Корзина
Кружево - декоративные элементы из ткани и
ниток.
Макраме - техника узелкового плетения.

Лоза - ремесло изготовления плетёных изделий из
лозы: домашней утвари и ёмкостей различного
назначения.
Циновка - плетение настила настил из какого-либо
грубого материала, циновка, рогожа.
-Роспись:
Городецкая роспись - русский народный
художественный промысел. Яркая, лаконичная
роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов,
цветочные узоры), выполненная свободным мазком с
белой и черной графической обводкой, украшала
прялки, мебель, ставни, двери.
Полхов-Майданская роспись - производство
расписных токарных изделий - матрёшек,
пасхальных яиц, грибов, солонок, кубков, поставок -
щедро украшенных сочной орнаментальной и
сюжетной росписью. Среди живописных мотивов
наиболее часто встречаются цветы, птицы, животные,
сельские и городские пейзажи.
Мезенская роспись по дереву - тип росписи
домашней утвари - прялок, ковшей, коробов, братин.
Жостовская роспись - народный промысел
художественной росписи металлических подносов.

Семёновская роспись - изготовление
деревянной игрушки с росписью.
Хохлома - старинный русский народный
промысел, родившийся в XVII веке в округе
Нижнего Новгорода
Витражная роспись - ручная роспись по
стеклу, имитация витража.
Батик - ручная роспись по ткани с
использованием резервирующих составов.
Холодный батик - техника
росписи по ткани использует
специальный резервирующий
состав холодным.
Горячий батик - узор создается с
помощью расплавленного воска или
других подобных веществ.

Виды декоративно-прикладного искусства:

Скрапбукинг - оформление
фотоальбомов.

Виды декоративно-прикладного искусства:

Лепка из глины создание форм и
предметов из глины.
Можно лепить с помощью
гончарного круга или
руками.

Поделиться