Ключевые компании. Производство вертолетов — как собирают вертолеты на «Роствертоле Каждый десятый военный самолет в стране

Завод основан в 1933 году, как деревообрабатывающее предприятие, позже получил название завод № 387.
В 1941 году начал производство бипланов По-2. Число По-2, выпущенных за годы войны, превысило 10000 самолётов, что составило 10 % от всех самолётов, произведённых в Советском Союзе за годы Второй мировой войны.

В 1951 году завод начал производство вертолётов Ми-1. В 1956 году начались экспортные поставки вертолётов. В 1965 году началось производство вертолётов Ми-8 - самого распространённого вертолёта в мире...

Слава снова опубликовал интереснейшие фотографии с Казанского вертолетного завода- gelio-nsk.livejournal.com/180576.html Всегда интересно узнать подробности про работающее большое предприятие. По традиции утащил к себе интересное в ЖЖ о Казани.
Интересный коммент у него в посте: "это самые популярные\продаваемые вертолеты в мире в своем классе.Пожалуй 2й по экспортной популярности российский продукт после нефти."

ОАО "Казанский вертолётный завод" – производитель вертолётов семейства Ми-8/17, входящий в российский вертолётостроительный холдинг "Вертолёты России". Завод осуществляет полный цикл создания вертолётной техники от разработки и серийного выпуска до послепродажного сопровождения, обучения персонала и проведения ремонта. За всю существования предприяти более 12 000 вертолётов Ми-4, Ми-8, Ми-14, Ми-17, "«Ансат" и их модификаций поставлено в 100 стран мира.

Токарный цех оснащен обрабатывающими центрами японской фирмы фирмы Mazak.

Транспортировщик ппаллет на автоматизированной линии

Инструментальный магазин обрабатывающего центра

Лопастное производство
Казанский вертолетный завод – единственное в России и в мире предприятие, выпускающее лопасти по трем принципиально различным технологиям: изготовление металлических лопастей, композитных лопастей методом намотки и выкладки.

Производство металлических лопастей.
В основе жесткости заложен каркас в форме сот. Растяжка сотового блока.

Растянутый сотовый блок

Нервюры
Это элемент поперечного силового набора каркаса лопасти, предназначенный для придания им формы профиля.

Подвязка сотового блока к нервюрам

Нанесение грунтовки на лонжерон

Подрезка клеевой пленки при сборке нагревательной накладки

Проверка качества клеевого соединения хвостовых отсеков с лонжероном

Прям Рома Зверь)

Агрегатно-Сборочный цех

Работы по сверлению и клепке створок капота на комплектовочном стенде(подготовительные работы перед установкой капотов на фюзеляж)

Верхняя площадка стенда монтажа капотов силовой установки на фюзеляж.

Сборка и клепка десантных сидений.

Заклепочные швы на поверхности хвостовой балки

Тысячи вертолетов – от небольших, весом в несколько десятков килограммов, до многотонных гигантов − регулярно бороздят просторы воздушного океана. Вертолет, в отличие от самолета, не нуждается в аэродромах, так как способен взлететь, сесть вертикально, перемещаться горизонтально с разными скоростями и висеть в воздушном пространстве на одном месте. Такие свойства вертолета делают его ценной, а в некоторых случаях и вовсе не заменимой машиной.

Вертолеты перевозят пассажиров и грузы в отдаленные селения, которые расположены среди лесов или гор, обнаруживают в море косяки рыбы, помогают при борьбе с лесными пожарами и наводнениях. С их помощью ведут успешную борьбу с вредителями полей, производят гравиметрические и геофизические съемки местности, проверяют высоковольтные линии электропередач на исправность и др. В последние годы их систематически используют в качестве подъемных кранов на стройплощадках, при укладке трубопроводов и так далее. Вертолеты − это важная составляющая военно-воздушных сил во многих странах мира. Ученым всего мира принадлежит создание научной теории вертолетов, без которой невозможно было бы добиться таких успехов в современном вертолетостроении.

Традиционно весь вертолетный рынок делят на две части: гражданский и военный. Гражданский, в свою очередь, содержит вертолеты государственных структур и коммерческих компаний, которые обеспечивают помощь в чрезвычайных ситуациях и общественную безопасность. Стремительно развивающимися направлениями гражданского сектора являются транспортные вертолеты с салонами люкс-класса для полетов важных персон и вертолеты для обслуживания морских нефтедобывающих платформ.

Гражданский спектр рынка намного превосходит военный. Однако в реальном денежном выражении, по мнению экспертов, военные вертолеты составляют больше 70 процентов контрактной стоимости поставок. Основная причина этого – повсеместное старение военных вертолетов прошлых поколений. Многие страны мира подошли к циклической необходимости глобального обновления парков своих вертолетов.

Вертолеты России

Несмотря на все кризисы, наша вертолетная отрасль по-прежнему развивается, пусть не такими темпами, как хотелось бы, но, главное, отмечается тенденция поступательного движения. Объемы продаж вертолетов в известных корпорациях нашей страны постоянно увеличиваются. Успешно продолжаются внедрение и реализация многих программ по продаже новой и модернизации уже существующей воздушной техники. Для эффективного развития отрасли в будущем требуется постоянное наращивание заказов при господдержке.

Многие холдинги имеют огромный потенциал для развития, поскольку отечественное вертолетостроение является одним из лидирующих в мире. Многие научные и конструктивные решения российских и советских конструкторов до сих пор используют за рубежом. Наши Ми-8, Ми-12 можно встретить в любой стане. Они пользуются невероятной популярностью вот уже не один десяток лет.

Безусловно, еще далеко не все удалось реализовать. Перед нами стоят серьезные задачи по реформированию отрасли, которое должно повлечь за собой финансовые и производственные показатели. Важно, чтобы российский эксплуатант воздушной техники имел возможность купить тот вертолет, который ему нужен. Нам нужно расширить присутствие на мировом вертолетном рынке. Чтобы добиться этой цели, нужно преодолеть технический отрыв от лидирующих мировых авиакорпораций, в первую очередь в части оснащения отрасли современным оборудованием.

Реконструкция российского вертолетостроения является давно накипевшей и требующей решения проблемой. Последующая деятельность в условиях современной рыночной экономики при сохранении структуры плановой системы сильно усложняется, но все же заметны явные улучшения.

Вертолеты мира

Вертолетная техника эксплуатируется больше чем в 190 странах. Как уже было сказано, она используется как в военных, так и в гражданских целях.

Современная ситуация в вертолетной отрасли основана на производстве и спросе, который обеспечивают заказчики-эксплуатанты. На мировом рынке вертолетов сформировались три главных класса воздушных машин:

  • 1) тяжелые – больше 15 тонн;
  • 2) средние – 5−15 тонн;
  • 3) легкие – до 5 тонн.

Но часто для классификации мирового парка используется более детальная разбивка, причем учитываются и переходные модели.

В последние годы прослеживается стремительный рост производства и реализации вертолетной техники. За последние пять лет на мировом рынке было продано больше 8 тыс. вертолетов на сумму порядка 40 млрд долларов.

На этапе создания и формирования вертолетостроение можно охарактеризовать следующими признаками: этапность и регионального в его развитии. Как известно, широкое применение вертолеты получили только в 20 веке. Нужно отметить 3 этапа в развитии: формирование, постоянная советско-американская конкуренция и современный евроамериканский этап.

Как следствие, на сегодняшний день есть 4 региона создания и производства вертолетов: европейский, американский, Россия и страны бывшего СССР, Индия-Китай.

ЛЕ БУРЖЕ (Франция), 15 июн — РИА Новости. Россия перевела производство изготавливающихся на Украине и устанавливающихся, в частности, на вертолеты Ми-8/Ми-17 двигателей ВК-2500 на российскую основу; уже собрано 10 двигателей, сообщил в понедельник РИА Новости генеральный директор "Объединенной двигателестроительной корпорации" (ОДК, входит в Ростех) Владислав Масалов.

"Перевод производства ВК-2500 полностью на российскую основу уже осуществлен. На сегодня состав "российской" кооперации сформирован. Мы уже собрали 10 двигателей, два из них были предъявлены заказчику для проведения квалификационных испытаний, которые завершились в марте, отчет согласован с заказчиком", — сказал собеседник агентства на проходящем в Ле Бурже международном авиационно-космическом салоне Paris Air Show.

По его словам, это "позволяет начать серийное производство двигателей по конструкторской документации на предприятиях кооперации". Задача-минимум в текущем году — "выпустить 60 серийных двигателей полностью из российских комплектующих", отметил глава ОДК.

ОДК: разрабатывается "революционный двигатель" для вертолета будущего Революционный двигатель воплотит в себе целый комплекс конструкторских и материаловедческих инноваций, включая широкое применение композитных материалов в роторных частях двигателя, сообщил в понедельник РИА Новости генеральный директор ОДК Владислав Масалов.

"Что касается нашего предприятия "Климов" под Санкт-Петербургом, то там завершен первый этап строительства конструкторско-производственного комплекса, реализованный за счет собственных и заемных средств. Все новые производственные и административные корпуса введены в эксплуатацию, завершен монтаж и пуско-наладка оборудования", — рассказал Маслов.

Ранее эти двигатели поставлялись в Россию с украинского предприятия "Мотор Сич", однако военно-технические связи двух стран ныне полностью прекращены по инициативе Киева.

"Объединенная двигателестроительная корпорация" — интегрированная структура, специализирующаяся на разработке, серийном изготовлении и сервисном обслуживании двигателей для военной и гражданской авиации, космических программ и военно-морского флота, а также нефтегазовой промышленности и энергетики. Одним из приоритетных направлений деятельности ОДК является реализация комплексных программ развития предприятий отрасли с внедрением новых технологий, соответствующих международным стандартам. Выручка холдинга в 2013 году составила 158,9 миллиарда рублей.

Госкорпорация Ростех — российская корпорация, созданная в 2007 году для содействия разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции гражданского и военного назначения. В ее состав входят более 700 организаций, из которых сформированы девять холдинговых компаний в оборонно-промышленном комплексе и пять — в гражданских отраслях промышленности, а также 22 организации прямого управления. В портфель Ростеха входят такие известные бренды, как "АвтоВАЗ", "КамАЗ", "Вертолеты России" и ВСМПО-АВИСМА.

Организации Ростеха расположены в 60 регионах России и поставляют продукцию на рынки более 70 стран. Выручка Ростеха в 2013 году составила 1,04 триллиона рублей, налоговые отчисления превысили 138 миллиарда рублей.

Казанский вертолетный завод в середине прошлого века первым в стране освоил серийное производство винтокрылых машин. Начиная от дебютной модели КБ Михаила Миля Ми-1 - до современных модификаций самого массового семейства вертолетов Ми-8.

Кроме того, впервые в российской практике на заводе в Казани с нуля спроектировали и освоили выпуск легкого вертолета «Ансат». Предприятие входит в холдинг «Вертолеты России». За свою историю КВЗ выпустил более 12 тысяч вертолетов.

Основная продукция казанского предприятия сегодня - это всемирно известные многоцелевые вертолеты семейства Ми-8 и его экспортного варианта Ми-17.

Прототип вертолета этого семейства был испытан в июле 1961 года в Москве, а спустя четыре года началось его серийное производство. 26 октября 1965 года взлетел первый серийный вертолет Ми-8, командиром экипажа был летчик-испытатель Леонид Антропов.

С появлением серийных образцов вертолет начал принимать участие во всех крупных международных выставках. Вертолет перелетал своим ходом из страны в страну, и однажды в одно из таких турне летчик Герман Алферов налетал 35 тысяч километров, тем самым совершив «кругосветный перелет».

Сегодня Ми-8 является самым массовым в мире вертолетом с двумя двигателями - его эксплуатируют более чем в полусотне стран мира.


«Ансат»

Это собственная разработка казанского завода. Легкая многоцелевая машина впервые в истории российского вертолетостроения была спроектирована не отдельным специализированным бюро, а непосредственно конструкторами серийного производства.


В самом начале Великой Отечественной войны в Казань из Ленинграда эвакуировали авиазавод № 387. Его объединили с местным заводом обозных изделий, который начинал с производства телег, тачанок и прочего конного хозяйства. В годы войны новое авиапредприятие массово выпускало легендарные боевые «этажерки» У-2 (По-2). После Победы казанцы освоили сборку самоходных комбайнов. Первое в СССР серийное производство вертолетов в Казани начали в 1951 году.


Фюзеляжно-сборочный цех. Здесь стыкуют среднюю и носовую части Ми-8/17.


Подготовка носовой части Ми-8 к остеклению.


Подготовка к внутренней отделке средней части фюзеляжа.


Стапельная сборка носовой части.


На Казанском вертолетном заводе сегодня трудится около 6 тысяч человек. Средняя зарплата 38 тысяч рублей. В долгой истории предприятия бывали разные времена. В суровые годы войны заводчане недоедали, выявлялись случаи дистрофии. Известен эпизод, когда голод подтолкнул двух мотористов к отчаянной охоте: они угнали собранный У-2 и в воздухе начали расстреливать стаю гусей из пулемета.


В экономически непростые 1990-е годы казанцы вели переговоры с известными компаниями Eurocopter и Bell о совместном проекте легкого вертолета, адаптированного для России. Однако европейцы и американцы в ответ предлагали лишь «отверточную сборку» их моделей. Именно это в итоге и привело к созданию на казанском заводе собственного конструкторского бюро и разработке с нуля отечественного многоцелевого вертолета «Ансат».


Прототип «Ансата» был создан в 1997-м. В воздух впервые машина поднялась в 1999 году.


Название «Ансат» с татарского переводят как «простой» или «легкий». Этот вертолет может перевозить около 1300 кг полезной нагрузки.



Одним из главных преимуществ вертолета «Ансат» считают многофункциональность. Машину можно быстро трансформировать под различные нужды: перевозку пассажиров или грузов, для борьбы с пожарами, поисково-спасательных работ и т. д.


Фюзеляж «Ансата» цельнометаллический. А в производстве несиловых элементов конструкции широко применяются композиционные материалы. Лопасти винта - стеклопластиковые.


Подготовка заднего отсека фюзеляжа Ми-8 к монтажу радиоэлектронного оборудования.


Количественный рекорд выпуска Ми-8 был поставлен в 1973 году, когда казанский завод произвел 371 машину, больше одного вертолета в день.


Клепка хвостовой балки.


Цех окончательной сборки.


На Ми-8 устанавливают два газотурбинных высотных двигателя максимальной мощностью 2200 л. с. Если в полете отказывает один мотор, второй автоматически выходит на повышенную мощность.


Колонка несущего винта Ми-8. Пятилопастной винт на крейсерском режиме делает 192 оборота в минуту.


Ми-8-МТВ-1 берет на борт в основных и дополнительных баках до 3,5 тонн топлива. Максимальная дальность полета превышает 1000 километров.


Монтаж электроники в носовой части кабины Ми-8. Радиоэлектронное оборудование вертолета позволяет ему летать в любое время суток, в том числе в сложных метеоусловиях.


В рамках программы холдинга «Вертолеты России» по созданию среднего многоцелевого вертолета Ми-38 завод отвечает за постройку опытных прототипов вертолета и организацию его серийного производства.


Монтаж жгутов электропроводки в грузо-пассажирской кабине вертолета «Ансат».


Многоцелевой «Ансат», помимо стандартной, выпускается в учебно-тренировочной модификации для подготовки военных пилотов. Крайне перспективным и востребованным является также медицинский вариант: оборудование такого вертолета позволяет не только перевозить больных, но и проводить реанимацию во время полета.


Сборка коммутационных панелей на вертолете «Ансат».


Силовая установка «Ансата» - два 630-сильных двигателя компании Pratt & Whitney Canada. Электронно-цифровая система управления позволяет продолжить взлет машины в случае отказа одного двигателя. В перспективе планируется оснащать «Ансат» двигателями российского производства.


Процесс дождевания.


Под интенсивный «душ» вертолет помещают для проверки герметичности и влагозащищенности кабины.


Цех фрезерной механообработки.


Элементы несущего винта промывают после гальванического нанесения кадмиево-фосфатного покрытия. В марте 2018 года на Казанском вертолетном заводе открыли обновленное гальваническое производство.


Цех цельнометаллических лопастей.

Существует легенда, что наладить производство надежных и долговечных цельнометаллических лопастей в Казани помог подарок Дуайта Эйзенхауэра Никите Хрущеву: в 1960 году американский президент преподнес советскому лидеру два вертолета Sikorsky S-58. И вскоре казанский завод начал внедрять у себя металлические лопасти для Ми-4.


Лопасти несущего винта покрывают герметиком.


Готовые лопасти маркируют при помощи трафарета.



Авиационный учебный центр

Комплексный тренажер вертолета Ми-8-МТВ. Кроме теории и непосредственной летной практики, программа учебного центра по требованиям Росавиации включает обязательные занятия на тренажере.


Тренажер Ми-8-МТВ для Казанского учебного центра был изготовлен в Санкт-Петербурге. Специальное оборудование воспроизводит шум и вибрацию двигателя на разных режимах. Кабина тренажера позволяет имитировать полеты в темное время суток при помощи очков ночного видения.


Комплексный тренажер незаменим для отработки действий экипажа Ми-8 в чрезвычайных ситуациях, например при отказе двигателей.


Предполетный осмотр вертолета «Ансат» на летно-испытательном комплексе. Недавние тесты в Якутии и Пакистане доказали возможность использования «Ансата» в диапазоне температур от минус до плюс 45 градусов по Цельсию.



После демонстрации на международных авиасалонах казанские «Ансаты» заинтересовали зарубежных потребителей. К примеру, первые машины в медицинской комплектации уже в 2018 году отправятся в Китай.


Реанимационные «Ансаты» уже работают в Курской, Курганской, Псковской, Московской и Волгоградской областях, а также в Татарстане.


Заход на посадку Ми-8-МТВ-1.


Любопытный факт: у Казанского вертолетного завода есть сертификат от Министерства обороны США. Несмотря на возражения Конгресса, американское оборонное ведомство закупало партию казанских Ми-17 для использования в экстремальных условиях Афганистана.


На 2011 год с состав ОАО «Вертолеты России» входят пять вертолетных заводов, два конструкторских бюро, предприятие по производству и обслуживанию комплектующих изделий и сервисная компания, обеспечивающая послепродажное сопровождение в России и за ее пределами.

Контролирует и управляет вертолётостроительными предприятиями:

  • ОАО "Арсеньевская авиационная компания "Прогресс" им. Н.И. Сазыкина ",
  • ОАО "Кумертауское авиационное производственное предприятие ",
  • ОАО "Ступинское машиностроительное производственное предприятие" и
  • ОАО "Редуктор-ПМ", а также

Вертолеты приобретаются российскими министерствами и ведомствами (Министерством обороны России, ФСБ России , ГУВД г. Москвы , МЧС России), авиакомпаниями («ГазпромАвиа», UTAir), крупными российскими компаниями. Традиционно наиболее высокий спрос на российские вертолёты – на Ближнем Востоке, в Африке, в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в Латинской Америке, России и в странах СНГ.

Показатели деятельности

2015

2013: 14% на мировом рынке вертолетов

По данным холдинга в 2013 году свыше 8500 вертолётов российского производства эксплуатируется в более чем 100 странах мира. «Вертолёты России » занимают 85% российского рынка вертолётов, в мировых продажах на долю компании приходится 14%.

По состоянию на 2013 год на предприятиях холдинга «Вертолёты России» произведено 35% мирового парка боевых вертолётов, 74% мирового парка сверхтяжелых вертолётов максимальной взлетной массой более 20 тонн, а также 56% мирового парка среднетяжелых вертолётов максимальной взлетной массой от 8 до 15 тонн.

Твердый портфель заказов компании на август 2013 года составил 870 вертолетов на общую сумму более 388 млрд рублей.

Продукция

На 2014 год модельный ряд выпускаемой «Вертолётами России » продукции преимущественно включает в себя машины среднего и тяжёлого класса гражданского и военного назначения. В ближайшей перспективе холдинг планирует увеличить объёмы выпуска моделей лёгкого класса, что должно способствовать расширению присутствия на международном рынке. В частности, речь идёт о таких моделях, как «Ансат», Ка-226Т. Новинками среднего класса вскоре станут Ка-62, Ми-171А2, Ми-38. На текущий момент в серийном производстве находятся следующие модели: Ка-226, Ка-27, Ка-29, Ка-31, Ка-32А11ВС, Ка-52 «Аллигатор», «Ансат»/«Ансат-У», различные модификации Ми-8/17, Ми-26(Т), Ми-35М, Ми-28Н «Ночной охотник».

Информационные технологии

Развитию информационных систем "Вертолетов России " посвящена .

История холдинга

2017: Дистрибуция вертолетов Ансат в Мексике

Госкорпорация Ростех и ее дочерний холдинг «Вертолеты России» в конце октября 2017 года провели переговоры с мексиканской компанией Craft Avia Center о реализации и сервисном обслуживании вертолетов Ансат на мексиканском рынке. По данным на 23 октября 2017 года Craft Avia Center подала заявку в адрес авиационных властей Мексики с просьбой валидировать российский летный сертификат Ансата.

Заместитель генерального директора Госкорпорации Ростех Дмитрий Леликов и генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский провели переговоры с генеральным директором Craft Avia Center Хосе де Висенте по планам организации дистрибуции Ансатов в Мексике, обсудив вопросы потенциального спроса на российские гражданские вертолеты на мексиканском рынке, а также процесс получения мексиканского сертификата для вертолета Ансат.


Craft Avia Center уже приступила к строительству площадки, на которой разместится центр технического обслуживания и ремонта вертолетов Ансат площадью 4000 кв. м, а также шоу-рум для демонстрации вертолетов и продажи услуг по ответственному хранению. Этот центр также планируется сертифицировать, сообщил Дмитрий Леликов.

По данным на октябрь 2017 года, парк российских вертолетов в Мексике включает около 50 машин семейства Ми-8/17, а также два вертолета Ми-26.

2016: «Ростех» продал РФПИ 25% «Вертолетов России» за $600 млн

Госкорпорация «Ростех » в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) подписала соглашение с Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ) о продаже 25% акций в дочернем предприятии «Вертолеты России » за $600 млн.

Механизм сделки подразумевает продажу «Ростехом» пакета акций холдинга «Вертолеты России» Российскому фонду прямых инвестиций, а также подписку РФПИ на новые акции, выпущенные «Вертолетами России». Таким образом, речь идет о продаже «Ростехом» части существующего пакета акций и увеличении уставного капитала холдинга, что позволит сконцентрировать значительный объем средств внутри «Вертолетов России». Соглашение заключено между «Ростехом», РФПИ и ближневосточными фондами.

К 2011 году под руководством Госкорпорации Ростех процесс объединения активов был завершён. За это время «Вертолёты России » укрепили сотрудничество с иностранными партнёрами, увеличив количество техники, поставляемой за рубеж. Кроме того, холдинг получил возможность обмениваться лучшими инновационными разработками.

На конец 2011 года бизнес «Вертолетов России» оценивался в $3,9 млрд.

2010: Выручка по МСФО $2,2 млрд

В 2010 году выручка «Вертолетов России » по МСФО составляла $2,2 млрд, тогда же поставки составили 214 вертолетов.

2007: Образование холдинга

«Вертолёты России » образованы в 2007 году и являются дочерней компанией ОПК «Оборонпром», входящей в Госкорпорации «Ростехнологии». Холдинг объединил активы всех вертолётостроительных заводов России, предприятий по производству комплектующих изделий, компаний, обеспечивающих послепродажное сопровождение вертолётной техники в РФ и за её пределами. Научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа холдинга ведётся в двух крупнейших школах вертолётостроения мирового уровня: Московском вертолётном заводе им. М.Л. Миля и ОКБ им. Камова. Численность сотрудников холдинга составляет около 40 тыс. человек.

Причиной для создания холдинга стала необходимость консолидации отрасли, выработки единых технологических процессов и принятия унифицированных решений для изделий гражданского и военного назначения.



Поделиться